|
Взгляд Шломо Громана
на события в Израиле
НАБРОСКИ К РАЗВОДНОМУ ПИСЬМУ
Психологам, специализирующимся на семейных конфликтах,
известно, что у громкого выяснения отношений в семье
бывают 3 возможных продолжения: 1) столь же темпераментное примирение; 2)
рассудочное, основанное на экономике и "интересах детей" решение супругов
остаться вместе (но уже без ушедшей безвозвратно любви); 3) развод. Соседи по дому,
улице и (случается) кварталу, только что слышавшие бурную семейную сцену, не отличат на
первых порах
второй вариант от третьего. Учитывая скорость рассмотрения дел в раввинатских
судах, на это могут уйти годы. Хотя иногда разводящиеся разъезжаются сразу, что делает последующий
вердикт суда лишь формальным.
Динамика отношения поселенческой и всей подлинно правой общественности Израиля к Ариэлю Шарону
развивается сегодня то ли по второму, то ли по третьему варианту. В том, что наш премьер-министр
не "сказочный принц", все уже убедились. Об отъезде истинные патриоты не помышляют:
покидать детище сионизма - это удел не их, а постсионистов и их отпрысков (например,
Юваля Рабина). Какой же вариант - второй или третий - будет в итоге выбран? Довольно многие
представители национального лагеря склоняются ко второму варианту. Подобно женщине, окончательно
убедившейся в том, что ее муж - неисправимый импотент/драчун/извращенец/изменщик/мот/пьяница (лишнее
вычеркнуть), но упрямо
стремящейся сохранить семью (дескать, "детям нужен отец", "матерям-одиночкам пособие снижают",
а "мне уже за
тридцать/сорок/пятьдесят - где теперь найду другого"), такие люди говорят: "С другим премьер-министром было
бы не лучше" (сущая правда: Перес и Барак еще хуже, Нетаниягу тоже дров наломал,
а Либерман проявил себя явно непоследовательным политиком), вздыхают:
"Шарону так нелегко..." и задают риторический, как им кажется,
вопрос: "А кого ты предложишь взамен?"
Как ни странно, ответы на все эти "тупиковые" вопросы существуют. И тот, кто желает их услышать, может
читать дальше. Начну с афоризма, найденного в старой записной книжке отца: "Выход из любой
безвыходной ситуации находится там же, где вход". Итак, аргумент первый: "С другим не лучше".
Зададимся вопросом: всегда ли мужчина или женщина принимает решение о разводе тогда, когда
"на горизонте уже кто-то есть"? Порядочн\ый/ая супруг/а не станет
смотреть "по сторонам", покуда не исчерпаны шансы сохранения существующей семьи. Если же кто-то
появился "на горизонте" - то повод для развода есть уже не столько для "впередсмотрящего", а у его
добропорядочной половинки. Человек волевой и обладающий чувством собственного достоинства
принимает решения о создании или ликвидации семьи не под давлением противоположной стороны,
а исходя из собственных идеалов, ценностей и представлений о добре и зле. Так же и в политике:
если премьер-министр обманул все ожидания, если вместо упрочения еврейского присутствия в
Эрец-Исраэль он занимается
варварским разрушением поселений, натравливая на евреев-патриотов армию, полицию и ШАБАК, превращая Иудею и Самарию в judenfrei, и попутно освобождает арабских головорезов, превращая их в своих "партнеров по мирному процессу", - значит,
с таким лидером нам не по пути, и точка. Аргумент второй: "Шарону нелегко". Действительно,
на него давят США, на глазах лишая Израиль завоеванной в тяжелых боях (с участием Шарона)
независимости и превращая еврейское государство в американский протекторат. Контраргумент первый:
заставлял ли кто-то Шарона надевать премьерскую шапку Мономаха? Контраргумент второй: может ли уважающее себя
суверенное государство позволить себе иметь на вершине власти человека, лишенного
сил, необходимых для контроля над ситуацией? В переводе на язык семьи это выглядит так.
Престарелый импотент, гораздый хвастаться былыми подвигами ("когда-то я поимел X и Y, не опозорюсь и с Z", сиречь "в 1970 году
я поборол террор в Газе - справлюсь и в Иудее с Самарией в 2003-м") уговаривает
женщину далеко еще не пенсионного возраста выйти за него замуж, терпит фиаско - и
кто-то еще чему-то удивляется... Аргумент третий: "Кто взамен?" Именно этот вопрос, в разных
вариациях, я слышу в политических дискуссиях последних месяцев чаще всего. Поэтому разберем его не в одном, а
в нескольких абзацах.
https://vc.ru/u/157060-ayan-iliyasov/344693-reklamnyy-blog-studii-alterego
Иногда этот вопрос следует после того,
как меня спрашивают: "А что бы ты сделал на месте Шарона?", а я отвечаю: "Ушел бы в отставку".
Если когда-нибудь почувствую себя в силах руководить страной, - отвечу иначе, по пунктам:
"сделаю А, Б и В". С точки зрения психолога, вопрос типа "Что бы ты сделал на месте Х" представляет собой скрытую
издевку-ловушку. Не имея ни морального, ни материального фона, наличествующего у Х, никто
из нас и не сможет ответить на него так, чтобы удовлетворить спрашивающего. На иврите говорят:
"Нельзя просто так войти в его ботинки". Мои студенческие годы совпали с великой
шахматной дуэлью Карпов - Каспаров. Разбирая почти всем потоком очередную партию,
и находя у Каспарова (за которого болели) ошибки, мы пытались предложить лучшие ходы вместо сделанных в партии.
Как-то один из однокашников - горячо переживавший за Каспарова армянин -
заявил: "Вы такие умные, всё критикуете Гарика, а вот пошли бы и сыграли вместо него!" Рассудительная еврейская
часть группы отпарировала: "Во-первых, нас туда не пустят. А, во-вторых, мы, в отличие от Каспарова,
не в состоянии посвящать шахматам всю свою жизнь". Лишь имея за спиной военную и политическую карьеру,
сравнимую с шароновской, и надлежащие связи во властных структурах и системе безопасности,
можно предлагать конкретные меры. Ну, а если уже появился в нашей среде гений,
способный ответить на сложнейшие вопросы и так - то зачем он станет давать Шарону бесплатные советы?! Пусть
лучше борется за пост главы правительства, добивается успеха, а Арик возвращается
к своим арбузам и баранам! Авигдор Эскин вообще считает, что нынешняя структура власти
(независимо от того, кто какой пост займет) не соответствует нуждам
израильской действительности, и предлагает отменить должность премьер-министра -
по крайней мере в нынешнем виде.
Иногда я отвечаю на вопрос "Кто взамен?" прямо, называя имя Моше Фейглина.
Тут самая распространенная (к сожалению) реакция - "А кто это такой?", чуть реже и чуть приятнее для уха -
"Жаль, но его никто не знает"; наименее пессимистичен вариант "Пока ему запрещено баллотироваться". Однако дело не в том, созрел Фейглин или кто-то другой для руководства страной или нет, а в том, что у многих наших сограждан,
к глубокому прискорбию, уже проявляются опасные признаки культа личности Ариэля Шарона.
До смирения привыкшим к каждодневному террору людям
кажется, что без него обязательно станет совсем плохо. А любая кандидатура возможного преемника
принимается в штыки. Налицо психологический механизм самоуспокоения: пусть будет так,
по крайней мере не хуже. Динамика событий, увы, убеждает в том, что хуже таки становится,
просто медленно, незаметно невооруженному глазу, а иначе и быть не может, коль скоро самоубийственная "Дорожная
карта" уже одобрена. Упомянутый "культ личности" парализует способность народа критически
анализировать людей и события, превращая его в аналог забитой (в прямом и переносном значениях)
жены. Только избавившись от этого наваждения, освободив глаза от шор-чадры слепого поклонения
Вождю, израильское общество
сумеет оценить деятельность
Ариэля Шарона по достоинству, демократичными методами (например, используя механизмы "Ликуда")
отправить его в отставку, вздохнуть с облегчением - и выдвинуть из собственной среды личность, которая остановит наше сползание по наклонной
плоскости, ведущей к краю пропасти.
|