АКТУАЛЬНАЯ КОЛОНКА за 4.08.2004

колонка за 11.07.04
колонка за 11.06.04
колонка за 25.05.04
колонка за 19.05.04
колонка за 5.05.04
колонка за 23.04.04
колонка за 1.04.04
колонка за 16.03.04
колонка за 22.02.04
колонка за 6.02.04
колонка за 22.01.04
колонка за 10.12.03
колонка за 16.10.03
колонка за 9.10.03
колонка за 29.08.03
колонка за 20.07.03
колонка за 28.05.03
колонка за 16.05.03
колонка за 11.05.03
колонка за 22.04.03
колонка за 12.03.03
колонка за 5.03.03
колонка за 14.02.03
колонка за 8.01.03
колонка за 2.12.02
колонка за 25.11.02
колонка за 20.11.02
колонка за 21.10.02
колонка за 20.10.02
колонка за 29.09.02
колонка за 15.08.02
колонка за 8.08.02
колонка за 31.07.02
колонка за 16.07.02
колонка за 23.06.02
колонка за 20.06.02
колонка за 17.06.02
колонка за 4.06.02
колонка за 27.05.02
колонка за 15.05.02
колонка за 12.05.02
колонка за 8.04.02
колонка за 2.04.02
колонка за 25.03.02
колонка за 18.03.02
колонка за 7.03.02
колонка за 26.02.02
колонка за 19.02.02
колонка за 11.02.02
колонка за 25.01.02
колонка за 22.01.02
колонка за 14.01.02
колонка за 9.01.02
колонка за 6-7.01.02
колонка за 26.12.01
колонка за 19.12.01
колонка за 14.12.01
колонка за 4.12.01
колонка за 2.12.01
колонка за 28.11.01
колонка за 26.11.01
колонка за 11.11.01
колонка за 1-3.11.01
колонка за 30.10.01
колонка за 28.10.01
колонка за 24.10.01
колонка за 22.10.01
колонка за 21.10.01
колонка за 18.10.01
колонка за 17.10.01
колонка за 16.10.01
колонка за 15.10.01
колонка за 14.10.01
форумы
каталог
на главную cтраницу
напишите мне

Взгляд Шломо Громана на события в Израиле

...НАС ОТ ПОГРОМА К ПОГРОМУ ВЕДЕТ

Восемнадцатого ава исполняется 75 лет с того трагического дня, когда в древнейшей столице Иудеи состоялась увертюра Катастрофы европейского еврейства.
Хевронский погром осуществлялся при практически полном попустительстве едва ли не самых цивилизованных европейцев – англичан, причем другие страны просвещенного Запада прореагировали на хевронскую резню гробовым молчанием. Это убедило юдофобов в безнаказанности и проложило столбовую дорогу к Холокосту.

Когда более 3700 лет назад праотец Авраам по велению Вс-вышнего пришел в Землю Израиля, он дошёл до Хеврона и поселился в городе. Здесь он прожил наибольшее число лет, здесь у него родились сыновья Ишмаэль и Ицхак. Когда умерла его жена Сара, он купил у местных жителей пещеру «Махпела» (где были похоронены первые люди на Земле - Адам и Хава) и участок земли вокруг нее, похоронил Сару в пещере, там же завещал похоронить и себя. В Хевроне долгое время жили и были похоронены в «Махпеле» Ицхак, его сын Яаков-Исраэль, их жены Ривка и Лея.
Когда еврейский народ Израиля вернулся из Египта в Эрец-Исраэль, Хеврон и его окрестности достались колену Йегуды. С тех пор горный район, простирающийся от Иерусалима до Негева, называется Йегуда (Иудея).
Около 3000 лет назад, когда Давид был помазан на царство, первую столицу объединенного еврейского государства он основал в Хевроне. Здесь он царствовал более 7 лет, прежде чем завоевал Иерусалим и перевел туда столицу.

Евреи жили в Хевроне бок о бок с арабами много веков – примерно как с немцами в Германии.
С тех пор, как в начале XIII века мусульмане разгромили крестоносцев и захватили Эрец-Исраэль, отношения между евреями и арабами то ухудшались, то улучшались, но кровавой бани ничто, казалось, не предвещало. И вот в 1925 году британские власти назначили на должность главного муфтия Иерусалима Эмина Аль-Хусейни, впоследствии прославившегося своими пронацистскими взглядами и тесной дружбой с Гитлером. Аль-Хусейни всеми способами начал разжигать ненависть к евреям среди арабов Земли Израиля, а британские мандатные власти потворствовали таким настроениям.
В августе 1929 года Аль-Хусейни обвинил евреев в том, что они якобы хотят отнять у арабов "мусульманскую святыню" – Стену Плача - и призвал соплеменников к активному протесту. В разных местах страны начались нападения на евреев, но самая жестокая драма разыгралась в Хевроне.

Это была пятница, 23 августа 1929 года - 17 ава 5689 г. по иудейскому летоисчислению. После предполуденной пятничной молитвы арабы стали собираться группами и вооружаться камнями и палками. Они начали нападать на попадавшихся им на улицах евреев и избивать их, ворвались в йешиву, где накануне субботы сидел единственный ученик, и убили его.
Британские полицейские равнодушно взирали на эти нападения. Уважаемые представители еврейской общины бросились в "Бейт-Романо", где размещалась британская администрация, с мольбами о помощи, однако командующий полицией велел им запереться в домах и не предпринимать никаких действий. Евреям ничего не оставалось, как выполнить этот приказ и укрыться в своих домах, превратившихся в ловушку.
В пятницу арабы еще опасались ответа британской полиции, однако вскоре убедились, что они не намерены защищать евреев. Утром в субботу 18 ава вооруженные арабы двинулись к еврейским домам с криками: "Режь евреев!" и "Власти с нами!".
Бесчинствующие толпы врывались в дома беззащитных евреев и безжалостно били, резали и рубили всех без разбору. Над многими жертвами погромщики жестоко издевались, прежде чем убить, насиловали женщин и девочек. Погромщики не сжалились ни над раввинами, к которым они ходили за житейскими советами, ни над директором банка Авраамом Слонимом, который давал им ссуды на хороших условиях, ни над аптекарем Бен-Ционом Гершоном, оказывавшем им медицинскую помощь. Все они и многие другие были зверски изрублены на куски, а их жилища были разграблены. В припадке слепой ненависти арабы разбили даже все содержимое аптеки (!).
Некоторые евреи пытались сопротивляться, но силы были явно неравны. В то же время примерно семьдесят арабов (из 20.000 живших тогда в городе) укрыли у себя в домах около трехсот евреев. Итого евреев к моменту погрома в Хевроне жило около семисот.
Британские полицейские несколько часов пальцем не шевелили, чтобы прекратить резню беззащитных людей. Восседавший на коне начальник полиции наблюдал, как рядом с ним убивают умолявших его о помощи братьев Хайкель. Когда несколько вооруженных арабов, покончив с евреями, с угрожающим видом двинулись в его сторону, "доблестный" английский офицер, испугавшись за свою участь, сделал несколько выстрелов в воздух из пистолета. Звуки стрельбы услышали и остальные погромщики - перепугались и разбежались.
В тот Шаббат в Хевроне было убито 59 евреев; еще 8 скончались позднее от ран, которые было нечем обработать...

Всем уцелевшим евреям британские власти приказали покинуть свои дома и собраться во дворе полиции. Англичане разрешили устроить только ускоренные похороны погибших, допустив на кладбище один миньян. В отдельной братской могиле захоронили отрубленные части тел и пропитанные кровью одежду и вещи из еврейских домов.
Три дня сидели уцелевшие от погрома евреи во дворе полиции под палящим солнцем, без медицинской помощи и почти без пищи. Потом англичане пригнали грузовики и депортировали их в Иерусалим. Дома и имущество евреев стали добычей убийц. Арабы праздновали победу: британские власти помогли им ликвидировать древнейшее на Земле Израиля еврейское поселение.
Изгнанные евреи сразу начали прилагать усилия для возвращения. Весной 1931 года группа численностью около 200 человек вернулась в Хеврон. Во враждебном окружении им удалось прожить около четырех лет. Однако на Песах 1936 г. в связи с новой вспышкой нападения арабов на евреев в Эрец-Исраэль англичане среди ночи снова устроили евреям трансфер.
После этого арабы Хеврона начали планомерное разрушение еврейских домов и кладбища. В 1948 году войска арабских государств захватили Иудею и Самарию, затем Иордания аннексировала эти земли, и разрушение еврейского квартала Хеврона было довершено. На части его территории был устроен городской рынок, уцелевшие дома использовались в качестве торговых помещений, складов и загонов для скота. Арабы полностью разрушили синагогу "Авраам Авину", а на ее месте устроили загон для овец и ослов. Там, где была женская часть синагоги, они построили общественную уборную, а рядом устроили свалку мусора и скотобойню. На месте древнего еврейского кладбища насадили огород и виноградник и построили дом. Могильные плиты использовались для строительства заборов.

На следующий день после победы в Шестидневной войне тогдашний главный раввин ЦАХАЛа генерал Шломо Горен (благословенна его память) приехал на джипе вдвоем с шофером в Хеврон. Местные арабы, наслышанные о чудесных победах израильтян и опасаясь мести за погром, вывесили на домах белые флаги. Раввин вошел в пещеру «Махпела», впервые за сотни лет внес туда свиток Торы и помолился. Затем он объявил, что Хеврон отныне принадлежит народу Израиля.
Однако вскоре министр обороны Моше Даян возмутился самодеятельностью р. Горена и заверил арабов, что пещера останется мечетью.
В последующие годы сионистам-энтузиастам во главе с раввином Моше Левингером, адвокатом Эльякимом Хаэцни, профессором Бен-Ционом Тавгером (известным физиком, репатриировавшимся из России) пришлось при чудовищном сопротивлении израильских правительств отвоевывать право евреев молиться над могилами Праотцев.

Своими впечатлениями от увиденного покойный ныне Тавгер поделился в книге «Мой Хеврон»:
«Больше всего меня поражало, в каком ужасном состоянии находились еврейские места. Со времени знаменитого погрома 1929 года ничего не изменилось, будто это всё произошло вчера. Более того, были заметны более поздние разрушения и осквернения <…>. Уже много веков в Меарат ха-Махпела евреев не допускают. Издревле было такое выражение, как «семь ступеней». Это означает: еврей может подняться у входа только на семь ступеней. Не выше.
После убедительной победы Израиля в 1967 году евреи должны были бы, по крайней мере, быть приравнены к арабам и получить свободный доступ к своим святыням. Но нет! Более того, вся власть в Хевроне над святыми местами, включая пещеру «Махпела», была передана шейху Джабри – главарю хевронских погромщиков 1929 года. Этакий жест «доброй воли» Моше Даяна.
Впрочем, евреям позволили входить в пещеру, но только на правах туристов, в специально отведенные для этого дни и часы. А по пятницам вообще не пускают. В то время как арабам открыт доступ в любое время. Моше Даян буквально выразился так: «Вам разрешается ходить туда как туристам, но в душу арабам не лезьте!»


Весной 1968 г. группа евреев арендовала арабскую гостиницу "Парк" в Хевроне. Накануне Песаха в нее вселились десять семей с детьми и одинокие молодые люди. Они остались там и после праздника, требуя у правительства разрешение на возвращение в отнятые арабами дома. После того как поселенцы провели в гостинице несколько недель, правительство из соображений безопасности решило перевести их в здание военной администрации. Здесь инициативная группа обживалась и росла, были основаны различные учебные заведения и мастерские, рождались дети и прибывали новые семьи.
Через три года под давлением общественности правительство приняло компромиссное решение построить новый еврейский квартал рядом с Хевроном. Он был назван Кирьят-Арба по второму наименованию Хеврона в ТАНАХе. Туда и перебазировались новые жители Хеврона.
Справедливости ради отмечу: строительство и заселение Кирьят-Арбы, начатое в 1971 г., велось при поддержке государства очень интенсивно. Она стала первым крупным еврейским поселением городского типа на территориях Иудеи и Самарии, освобожденных в ходе Шестидневной войны. В 1980 г. на соседнем холме был основан новый квартал Рамат-Мамрэ (Гивъат ха-Харсина). Сегодня в Кирьят-Арбе 7 тысяч жителей - люди религиозные и светские, уроженцы Страны Израиля и репатрианты из многих стран мира, в том числе более тысячи олим из бывшего СССР.

Однако борьба евреев за право жить в самом Хевроне была еще впереди. В 1979 году, в связи с 50-летием погрома, группа из 15 женщин и 45 детей глубокой ночью проникла через заднее окно в полуразрушенное здание больницы «Бейт-Хадаса», центральный вход в которое охранялся армией. Власти не осмелились силой изгнать женщин и детей, однако здание и двор были окружены, вход внутрь или передача чего-либо без разрешения были полностью запрещены.
В жару и холод, без отопления, электричества, водопровода и канализации, отрезанные от своих семей, мужественные женщины с маленькими детьми прожили около года (!) в полуразрушенном доме. Единственным их требованием к властям было разрешение на возобновление еврейского поселения в Хевроне.
Каждую пятницу вечером учащиеся йешивы из Кирьят-Арбы приходили к «Бейт-Хадаса», устраивали там молитву и киддуш, песни и танцы. В начале лета 1980 г. группа йешиботников, направлявшихся в Хеврон, была атакована автоматной очередью из засады с крыши арабского дома. 6 евреев было убито. Только после этого правительство удовлетворило требование героических еврейских женщин и многочисленной поддерживавшей их общественности (отмечу в этой связи усилия Геулы Коэн).

Сегодня еврейская община Хеврона постепенно возрождается и растет. По состоянию на конец 2003 года, в ней насчитывается 554 человека. Их могло быть еще больше, если бы не...

19 декабря 2002 года израильские силы безопасности по приказу министра обороны Шауля Мофаза с ведома Ариэля Шарона уничтожили форпост «Гиборей-Хеврон», созданный жителями Кирьят-Арбы на месте теракта, произошедшего там 15 ноября и унесшего жизни 12 военнослужащих и граждан Израиля. Полицейские без предусмотренных законом табличек с именами выволокли по земле 300 евреев; 7 из них арестованы.
Пресс-секретарь еврейской общины Хеврона Ноам Арнон сказал: «Наша борьба продолжится, и новый еврейский квартал будет создан».
Мэр Кирьят-Арбы Цви Кацовер обвинил премьер-министра в невыполнении данных поселенцам обещаний и добавил: "Вместо того чтобы бороться с арабским террором, Шарон вымещает свой гнев на нас".
В 2003 году участь «Гиборей-Хеврон» разделил форпост «Высота-26», а в 2004-м – мемориальная синагога «Хазон Давид». Поселенцы не сдаются и отстраивают «Хазон Давид» вновь и вновь на том же самом месте, где арабскими боевиками были убиты местные жители Давид Коэн и Йехезкель Муалем. И всякий раз синагогу разрушают армейские трактора и бульдозеры, водители которых получают погромные приказы с самого верха политической пирамиды.
Хевронец Ицхак Пас, потерявший десятимесячную дочь в результате выстрела арабского снайпера, засевшего на отданном под власть ООП верхнем квартале Абу-Снейна (ныне называемом евреями Гиват-Шалхевет в память о малышке), вместо слов утешения получил от Государства Израиль тюремное заключение по более чем сомнительному обвинению в хранении оружия. Чем не моральное поощрение террора?

Разумеется, Норвежские соглашения, положившие начало террористической войне под кодовым названием «мирный процесс» и трансферу евреев с их исторических земель, инициировал и подписывал не Шарон. Но ведь не Перес, не Барак и не Мицна составили новый план окончательного решения еврейского вопроса, теперь уже в Эрец-Исраэль: на первом этапе в секторе Газы и Северной Самарии, а на последующих – ...
Выступая накануне внутриликудовского референдума в Маале-Адумим, Шарон публично пообещал оставить за Израилем несколько поселенческих анклавов, в том числе Кирьят-Арбу с Хевроном. Можно ли доверять премьер-министру в этом и в чем-либо другом после того, как он вероломно нарушил собственное обязательство выполнить волю большинства членов «Ликуда»? Можно ли и дальше замалчивать исторические аналогии шароновского депортационного плана?!

Часто, слишком часто добропорядочные евреи оказываются жертвами вероломства и собственной склонности «не ввязываться в передряги». Вот и погрому 1929 года предшествовал период достаточно хороших отношений между евреями и арабами Хеврона. У многих из них существовали нормальные соседские, торговые, иногда даже дружеские связи. Когда в разных местах страны начались нападения арабов на евреев, английский начальник хевронской полиции решил разоружить своих подчиненных, "чтобы не раздражать мусульманское население". Для защиты евреев в Хеврон прибыл небольшой боевой отряд "Хаганы". Однако представители еврейской общины попросили их уехать, чтобы не накалять атмосферу и не провоцировать «добрых соседей».
В последние годы десятки тысяч евреев со всех концов страны и из-за границы посещают Хеврон на иудейские праздники. Сотни тысяч, а то и миллионы болеют за город душой...
Никто, кроме Вс-вышнего, не знает, хватит ли у нас сил защититься, если арабские, немецкие или прочие варвары вздумают устроить еще один погром. Но уберечь Хеврон – равно как и любое другое еврейское поселение в Эрец-Исраэль – от деяний соплеменников, потерявших всяческие политические, юридические и нравственные ориентиры, мы просто обязаны. Иначе грош нам как нации цена.

Rambler's Top100 Nasha Canada - Russian Newspaper