УРОКИ иврита, английского, немецкого, французского, чешского, испанского, итальянского, русского, украинского, польского, сербского, греческих, хинди, турецкого, азербайджанского, казахского, китайского, японского, арабского, грузинского и др. языков в центре Израиля (в Вашем доме/офисе) и везде онлайн: индивидуально, семейно, корпоративно. (972)54-5466290, e-mail

ИСТОРИЯ ПРУССОВ И ПРУССКОГО ЯЗЫКА. Часть V

КУРСЫ ИДИШ по символической цене в центре Израиля (очно) и во всем мире (online). 054-5466290, e-mail
главнаяновоетестысловаризолотые правиламетодикавсе языки по алфавитус учителем или безавтортребуютсядать рекламусайт на иврите
Пользовательского поиска
поиск по сайту и в Сети через Яндекс
Другие части текста: I, II, III, IV, VI, VII.

Русский, украинский, белорусский, польский, чешский, сербский, болгарский и др. славянские языки

Немецкий, идиш, датский, шведский, нидерландский и др. германские языки

Французский, испанский, итальянский, португальский и др. романские языки

Латинский и др. италийские языки

Индоиранские языки

Литовский, латышский и др. балтийские языки

Прочие индо-европейские языки

Финский, эстонский, венгерский и др. уральские языки

Грузинский и др. кавказские языки

Иврит, арабский и др. семито-хамитские языки

Турецкий, казахский, монгольский и др. алтайские языки

Китайско-тибетские языки

Японский, рюкюский и корейский языки

Индейские языки

Остальные естественные языки

Еврейские языки разных семей

Искусственные языки


Начало текста находится здесь, здесь, здесь и здесь.

На немецкой карте Пруссии Хеннеберга 1576 г. Русь относится к названию реки при перечислении рек дельты Немана: Russe sive Holm (“Руса, или Хольм”; “хольм” по-древнескандинавски “остров”).
Первое в истории упоминание Литвы связано с описанием мученической смерти святого Бруннона-Бонифация в 1009 г. на границе “Руси и Литвы” (первым немецкий хронограф должен был назвать ближайшую территорию). Св. Бруннон прибыл в Скаловию (Sclavia – также напоминает “склавины/славяне”) с миссией к языческому правителю Нетимеру, которого св. Петр Дамиан называет “королем русов” (regem russorum). Отражением того же названия служит и древнейший поселок - нем. Rossitten (по-прусски “Малая Русс”, современное название - Рыбачий на Куршской косе), возникший вокруг орденского замка Rositten, возведенного на месте прусского святилища Rosa. Может быть, это было одно из владений племени русов, которым принадлежал и также прусский центр Кауп, вокруг которого была создана цепь святилищ.
Древнейший герб Киева - трезубец найден выбитым на камне во многих местах Самбии. Вероятно, он символизирует триаду древнепрусских богов: Перкуно – бог молнии и грома в огненном венце, Потол – бог-старец, бог подземного мира и смерти с мертвыми головами человека, лошади и коровы в качестве атрибутов, Потримп – бог-юноша, бог рек, источников и плодородия. Древнерусские приднепровские погребения идентичны самбийским.
Древнерусские летописи говорят как о том, что Рюрик был призван новгородцами не из Швеции, а из Пруссии, так и о том, что древнерусские знатные рода - прусского происхождения (Полное собрание русских летописей, т.7, 1856; Бархатная именная книга русских царей, Русская геральдика, 1855, 1990). Мало того, одним из предков Романовых признается некий Глянда - типично прусское имя.
На связи Янтарного края с Русью указывает находка в могильнике Гросс-Фидрихсберг X-XI вв. (обнаруженная при строительстве форта в XIX в., Кенигсберг) захоронения вождя в железном шлеме, покрытом бронзовыми золочеными пластинами. Такой шлем считается принадлежностью древнерусских князей. Возможно, этот шлем был получен в награду за службу в русской дружине.
В автобиографии А.С. Пушкин писал: “Мы ведем свой род от прусского выходца Радши, или Рачи (мужа честна, говорит летописец, т.е. знатного, благородного), выехавшего в Россию во время княжества святого Александра Ярославовича Невского. От него пошли Мусины, Бобрицевы, Мятлевы, Поводовы, Бутурмены...”
И хотя эта версия опровергается историками, мы не можем отбросить ее хотя бы потому, что великий поэт был ближе к своим корням исторически и мог иметь в распоряжении позднее утраченные документы и свидетельства историков своего времени.
Один из предков царского рода Романовых носил имя Андрей Кобыла, которое без перевода на древнеславянском звучало как Андрей Прусс. Летопись подтверждает его приход из Литвы, через которую лежал путь прусских родов на Русь.



Историки предполагают, что скандинавско-прусская дружина “датского” (скорее фризско-прусского) князя Рюрика в IX в. получила владения, закрепив за ним свое родовое название – Русь.
В Х веке пруссы окончательно покидают Кауп. Переселение состоялось в закрепленные во владение земли, где первоначально русами звались только представители знатной военной верхушки – витязи (сканд. wiking было заимствовано пруссами как witingis, после чего у русских трансформировалось в “витязь”). Позднее это название распространилось на весь народ. Не случайно древнейшая улица Новгорода называется Прусской, что не связано с возникшей только после XIII в. торговлей с орденским прусским государством.
Приведенные свидетельства указывают на особую роль прусской земли в истории России. Вероятно, можно говорить о культурной трансляции римской государственной парадигмы через Пруссию на Русь, противопоставляя ее принятой многими концепции монголо-татарской модели государственности, будто принятой на Руси во время ига. Римская модель, перенесенная воинским сословием из Пруссии, является прямым предшественником модели Российской империи. Россия преемствует имперскую жреческо-царскую модель от Византии, а аристократическо-воинскую – от Рима и Пруссии.

Сопротивление тевтонскому завоеванию

Три фактора подорвали обороноспособность пруссов против орденского нашествия: слабость самоорганизации (отсутствие государственной системы) и слабость экономическая (и как следствие – малочисленность прусских племен). Пруссы не успели не только создать своего государства, но и освоить земледелие – орудия труда были примитивны, отчего численность пруссов оставалась незначительной.
История столкнула на прусских землях две нарастающие силы: прусские дружины предгосударственного племенного союза и войска феодально-католической польско-германской экспансии. В 1191 г. Казимир Справедливый осуществляет поход против ятвягов и помезан, живущих обособленно от основного племенного массива пруссов. По границам прусских земель с 1216 г. против пруссов постоянно выступают польские феодалы.
В 1222-23 гг. происходит крестовый поход, в котором участвует все польское рыцарство. Результаты похода были незначительными: в зависимость от поляков попала Хельминская (Кульмская) земля – периферийная прусская территория.

Продолжение читайте здесь.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования