Пользовательского поиска
поиск по сайту и в Сети через Яндекс
21 мая 2006 года

Шломо Громан

НЕ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА АЛЕКСА ФИНГЕРТА

Лучшие книги Израиля от издательства "АХАЗ"
С 25 по 29 мая в Стамбуле состоятся соревнования на Кубок Европы по легкой атлетике среди клубов. В секторе метателей копья команду «Маккаби» (Тель-Авив) вот уже пятнадцатый год подряд представляет Александр (Алекс) Фингерт. Старты еще не начались, но по одному критерию израильский спортсмен уже обеспечил себе первое место. Алексу 41 год – он самый «великовозрастный» участник состязаний, кое-кому из соперников годящийся в отцы.
Карьера Алекса Фингерта во многом уникальна. Вот лишь основные вехи его долгого спортивного пути.

Когда в 1991 году в Санкт-Петербург прибыла делегация функционеров легкоатлетического клуба «Маккаби» (Тель-Авив), Фингерт прочно удерживал место в мировой элите метателей копья. На горизонте была барселонская Олимпиада, и эмиссары сагитировали Алекса и его тренера Григория Гершковича совершить алию и продолжить тренировки теперь уже в рядах олимпийской сборной Израиля.
Алекс и Григорий так и поступили. А спустя несколько месяцев на историческую родину репатриировалась вся семья Фингертов. Но Алекс на Олимпийские игры так и не попал: помешала какая-то бюрократическая зацепка. То ли стаж пребывания спортсмена в новой стране был недостаточен для удовлетворения критериям Международного олимпийского комитета, то ли хлопоты по переезду помешали копьеметателю принять участие в некоем контрольном турнире... Хотя за своей спортивной формой атлет следил неукоснительно и всем олимпийским нормативам соответствовал с солидным запасом.
Но факт остается фактом: права Алекса израильский спортивный истеблишмент предпочел не отстаивать. И – с позиций 15-летнего стажа пребывания в Израиле – легкоатлет этому ничуть не удивляется. Очередь в национальную олимпийскую команду длинна, и было в ней много таких, кто занял ее на много лет раньше Алекса. А чисто спортивные критерии – метры, очки, секунды, килограммы – дело десятое... Так что Фингерт ограничивался выступлениями за «Маккаби» во внутриизраильских и международных турнирах.
На момент барселонской Олимпиады Алексу Фингерту было 27 лет. Возраст для спортсмена еще далеко не критический. Но ведь летние Игры проводятся раз в четыре года, и для того, чтобы получить право на олимпийский дебют в таком «рискованном» возрасте, как 31 год, требовались не только объективные показатели (каковые дисциплинированный спортсмен практически полностью сохранил), но и уйма субъективных. А нужных связей, как вы уже поняли, у него не было, да и возникнуть не могло – характер не тот, чтоб льстить и унижаться перед сильными мира сего.
Тем не менее Алекса включили в сборную Израиля, посылали его на чемпионаты мира и Европы, предоставили ему каморку в общежитии института имени Вингейта (позже он окончит там специальные курсы и получит диплом тренера), назначили ему скромную стипендию (которой хватало лишь на необходимое атлету специальное усиленное питание) – и кормили завтраками: мол, из олимпийских списков тебя никто не вычеркивал... Вопрос лишь в том, занесли ли его туда после того, как «план по алие» был не без помощи семьи Фингертов успешно выполнен.
Ближе к Атланте-1996 Алексу прозрачно намекнули: попробуй-ка найти себе спонсора. (Маленькое отступление. Не так давно некая израильская строительная фирма вознамерилась спонсировать прыгуна с шестом Алекса Авербуха. «Отработать» вкладываемые в него деньги атлету предложили так: перед видеокамерами прыгнуть через символическую кирпичную стену. Спортсмен гордо отказался.) Где, как искать? И с какой стати это должен делать сам атлет? В общем, афинский чемпионат мира 1997 года стал для копьеметателя последним. В жизни пришлось искать новые пути, если не начинать всё с начала...

Родился Алекс в 1965 году в Пскове. Спортом активно занялся в 10 лет: на стадион его привел отец – кандидат в мастера по волейболу, бывший чемпион России по прыжкам в высоту среди юниоров.
В 1985-87 годах он служил в Советской армии, куда он ушел с третьего курса Санкт-Петербургского горного института имени Плеханова. Чудом избежал отправки в Афганистан, но и в Мурманской области служба была не сахар... После демобилизации перевелся в Санкт-Петербургский институт физической культуры и спорта имени Лесгафта.
Несмотря на напряженнейший режим соревнований и тренировок, Алекс успешно сдавал все экзамены, написал дипломную работу – но защитить диплом не успел. Вышеупомянутые эмиссары «Маккаби» убедили его срочно собрать вещи, иначе-де он опоздает на барселонскую Олимпиаду. Дальнейшее было не во власти Алекса...

Сейчас Алекс Фингерт живет в Раанане. Двое детей. Работает, можно сказать, по профессии: инструктором тренажерного зала. Несколько часов в неделю тренирует юных спортсменов на городском стадионе.
В 2005 году Алекс Фингерт осуществил свою давнюю мечту: завоевал золотую медаль чемпионата мира. Правда, среди ветеранов. На турнире, проходившем в Испании, спортсмен встретил своих старых коллег-соперников. У каждого жизнь складывается по-разному. Но нигде на Западе статус профессионального спортсмена и его перспективы по окончании карьеры не являются столь жалкими, как в Израиле. Ни агоры наш спортивный истеблишмент Алексу на эту поездку не выделил (ездил он за свой счет – обошлось это «удовольствие» в 1500 евро), даже поздравления с победой не прислал... А узнали ли о ней вообще чиновники?
Впрочем, имя копьеметателя Алекса Фингерта в израильской легкоатлетической федерации забудут не раньше, чем у него появится достойная смена. А появится она – при нынешней организации дел – ох как нескоро.

в рубрику "Спорт"
тематический каталог
на главную страницу сайта
Rambler's Top100