За двенадцать лет штатной и внештатной работы
в израильской русскоязычной прессе автору этих строк приходилось встречаться с многочисленными
методами руководства газетами, с различными критериями оценки эффективности их работы, с
разными подходами к подбору кадров.
В первой половине 1990-х годов главенствовали два принципа: "имя" и "оперативность".
Принцип номер один обеспечивал читателю
возможность регулярно видеть на страницах любимой газеты любимые рубрики со
статьями любимых авторов,
журналистский профессионализм которых он успел по достоинству оценить если не в стране исхода, то уж хотя бы
за первые несколько лет жизни в Израиле (а если читатель репатриировался совсем недавно -
то ему порекомендовали данную газету с данными авторами друзья старожилы).
В результате хозяева и главные редакторы газет дорожили добрым именем своего детища и его создателями,
сводили к минимуму текучку кадров, старались (пусть не всегда успешно)
не пропускать на полосы второсортных материалов.
Принцип номер два
заставлял
дежурных редакторов,
журналистов, переводчиков, корректоров и графических дизайнеров задерживаться в редакционных стенах
и корпеть над завтрашним номером до 22:00, а то и до
23:00 - т.е. на 3-4 часа дольше, чем сегодня.
Конкурирующих газет становилось все больше, и ближе к середине 1990-х годов был принят на вооружение
принцип номер три, который мы условно назовем "убойный вес". Начало ему положили в 1994 году ныне покойные
"24 часа". Владельцам русскоязычных изданий показалось, что их клиентура
выбирает печатную продукцию не по качеству, а по весу. Отметим: кое-какие основания так считать
у них были. И вот начались состязания по тяжелой атлетике...
Чем больше бумаги, тем выше себестоимость газеты. А цену повышать неохота: конкуренция опять же.
Как же снизить производственные расходы? Договориться с типографией о более щадящем
графике печатания газеты! Если раньше "Едиот ахронот" и "Вести", "Маарив" и "Новости недели"
печатались синхронно - приблизительно с 23:00, то теперь русскоязычные газеты экономят
на собственных производственных мощностях и подключаются к чужим, ивритским. Типография "Едиот"
все равно до 23:00 практически простаивала - а теперь она по бросовой цене печатает "Вести".
Естественно, принцип номер два пошел прахом. Теперь первые полосы
русскоязычных газет закрываются в 19:00, отсилы в 20:00, ну в са-амых экстренных случаях (теракт.
выборы) - в 21:00.
Первый принцип до поры до времени держался наряду с третьим.
Следующий поворотный пункт, отбросивший и понятие "имя", датируется декабрем 1999 года.
Руководство концерна "Едиот ахронот" со скандалом (подоплеку которого оставим за рамками данной статьи)
увольняет живую легенду русскоязычной журналистики
Эдуарда Кузнецова с должности главного редактора "Вестей". Вслед за ним тель-авивскую
контору на улице Хома у-Мигдаль покидают заместитель главного редактора Лев Меламид, редактор
приложения "Окна" Зеэв Бар-Селла, члены редколлегии Макс Лурье, Евгения Кравчик, Алекс Прилуцкий,
Борис Ентин, журналисты Анна Данилова, Игорь Рубинштейн, Иегудит Аграчева,
Наталья Медина и другие.
Добрых полредакции как не бывало!
Вместо них на работу принимают стереотипных переводчиков-компиляторов, и ничего: тираж газеты если
и падает, то медленно и ненамного.
Убежденный неразборчивой публикой в своей правоте, генеральный директор "Вестей"
Давид Меир (сперва самолично, затем сообща с новым главным редактором Львом Балцаном)
постепенно избавляется почти от всех
остальных журналистов, когда-то определявших лицо газеты:
Александра Авербуха, Владимира Бейдера, Шломо Громана, Марка Зайчика, Алекса Валлея, Максима Рейдера,
Виктории Мартыновой. А народ всё хавает и хавает!
В 2002-03 годах пал и принцип номер три. Оказалось, читатель не объявил
бойкот газете и после того, как она раза в полтора похудела с целью соблюдения
новоявленного, четвертого принципа: минимизации расходов. Назовем его "Резать!"
Привычный читателю состав авторов
(которым, черт возьми, платить надо!) и высокое качество материалов теперь не обязательны.
Главное - в газете есть
милые сердцу выходцев из бывшего СССР русские буквы, грамотно или не очень
составленные в слова, а те, в свою очередь, выстроены в предложения.
Четвертый принцип, отражающий
"деловое мышление" полуграмотных заправил русскоязычной прессы, зачастую не знающих,
с какой стороны открывается руководимая ими газета, исчерпывается
следующим алгоритмом. Предположим, в нынешнем месяце доходы газеты сократились на Х шекелей
по сравнению с предыдущим, когда они составляли Y шек. Следовательно, на те же Х шекелей надо
сократить расходы. При этом делается допущение, что в следующем месяце доходы останутся на
уровне Y-X шек. Но ввиду дальнейшего ухудшения качества издания доходы уменьшаются на
дополнительную величину Z шек. Значит, решают хозяин и гендиректор, надо снова урезать
расходы - на Z шек. Но надежда на стабилизацию доходов не оправдывается: они продолжают
падать.
Знакомым музыкантам я задал вопрос: может ли клубный оркестр сыграть концерт Чайковского или симфонию Бетховена? "Да, - ответили мне, - при условии, если оркестр укомплектован достаточным числом исполнителей. Но звучать музыка будет, конечно, хуже, чем в исполнении, скажем, Чикагского, Берлинского или Израильского филармонического оркестра".
- Что значит - достаточное количество исполнителей? Если, скажем, литавристу и фаготисту
отведены такие крошечные партии, что они заняты по 5-10 минут в час, то их можно "объединить", поручив одному музыканту обслуживать оба инструмента?
- Экономить можно как угодно. Вопрос в том, как это будет выглядеть.
Дойдя до абсурда, можно вообще избавиться от нудных музыкантов:
статистов посадить да фонограмму включить...
Теперь кто-то наверху счел, что квалифицированные кадры газете
не нужны вовсе: хватит и технического персонала для производства дайджеста из
материалов российско-украинской
прессы и Интернета. Места большинства
журналистов, а позднее и переводчиков заняли бойкие мастера поиска материалов в Сети.
Разумеется, виртуозы Интернета хорошей газете (и не только ей) безусловно нужны.
Но, высокомерно очищая свои ряды от "золотых" и "серебряных" перьев, газета теряет
право называться
таковой.
А ведь были и другие времена и нравы...
После загадочной смерти своего основателя Роберта Максвелла в 1992 году основанная им
газета "Время"
досталась "по наследству" одному из руководителей концерна "Маарив". Не
мудрствуя лукаво, господин Нимроди
пришел к
русскоязычной пишущей братии, поставил ногу в нечищенном ботинке на роскошный стул и в духе
коммуниста-неофита призвал ошеломленную аудиторию производить больше продукции меньшими
средствами. Журналисты, натурально, взбунтовались, объявили забастовку и вскоре подыскали
себе новую "крышу" - в "Едиот ахронот". Так появились "Вести".
Тогда "Вестями" руководил подлинный атаман, у него и кликуха соответствующая - "Пахан".
У нынешних сотрудников старой-новой газеты лидера нет. Не в пример гордым предшественникам,
они довольствуются нищенской (с учетом инфляции) зарплатой, за которую вкалывают день и ночь.
Энтузиасты-внештатники получают за полосу теперь уже не трехзначную, а двузначную сумму (если
получают вообще...)
Персонал газеты, подобно шагреневой коже, непрерывно сокращается: в
среднем на место двух ушедших сотрудников приходит один. А протестовать, бастовать - ни-ни,
сразу выгонят! "Всё равно найдутся штрейкбрехеры", - говорят в этом коллективе, которого уже,
по существу, нет. Так вот и подсиживают друг друга, как пауки в банке или как герои сказки
"Звери в яме".
Последнюю попытку сопротивления руководству оказала едва ли не единственная из оставшихся
старожилов
"Вестей" -
работающая там с 1995 года Софья Рон, считающаяся одной из ведущих
русскоязычных журналисток
страны и сотрудничающая также с ивритской газетой "Макор ришон".
Лишь натолкнувшись на непреодолимое препятствие в виде израильского законодательства,
администрация оказалась вынуждена отменить решение об отстранении Софьи
от работы.
С 21 декабря 2003 года по 25 января 2004-го Софья была поневоле выключена из редакционного процесса
без сохранения зарплаты,
каковую журналистка намерена все же получить через суд - соответствующий иск уже подан в
Иерусалимский суд по трудовым конфликтам адвокатом Иланом Каменецким.
За время вынужденного простоя Софьи Рон газета "Вести", остро нуждающаяся в рекламе,
упустила блестящий шанс получить бесплатный позитивный PR в ивритоязычных масс-медиа.
Софья взяла для программы II телеканала "Мишъаль хам"
эксклюзивное интервью (которое было бы небезынтересно прочесть и читателям "Вестей")
с невестой Игаля Амира Ларисой Трембовлер. Ведущий телепрограммы представил Софью
только как журналистку "Макор ришона"...
Впрочем, из источников в редакции "Вестей" стало известно, что главный редактор Лев
Балцан и генеральный директор Давид Меир не отказались полностью от намерения избавиться
от правонастроенной журналистки, упрямо не желающей терять собственного достоинства. "Повезло Софье
с беременностью", - поговаривают они. Что ж, время покажет, насколько плодотворен их
принцип "Резать".