УРОКИ и ПЕРЕВОДЫ иврита, идиш, английского, испанского, немецкого, французского, итальянского, нидерландского, чешского, польского, украинского, латышского и др. языков
в Израиле: 054-5466290
ЛИНГВИСТЫ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ЯЗЫКОМ ЖЕСТОВ, КОТОРЫМ ПОЛЬЗУЮТСЯ БЕДУИНЫ ПЛЕМЕНИ АЛЬ-САЙИД
В начале февраля 2005 года американские и израильские лингвисты опубликовали первые результаты исследования молодого языка, зародившегося в изолированном сообществе бедуинов в Израиле.
Язык жестов бедуинов аль-сайид уникален тем, что появился всего около 70 лет назад в пустыне Негев и за время своего короткого существования успел стать развитой системой и приобрести довольно сложную грамматическую структуру.
По мнению исследователей, история развития этой жестовой системы общения может отражать процессы, происходившие тысячи лет назад во время зарождения других языков мира.
На аль-сайид разговаривают около 3.500 человек в Негеве. Жители небольшой бедуинской деревни – потомки путешественника, приехавшего в Египет около 200 лет назад и женившегося на местной жительнице. Двое сыновей этой пары были глухонемыми. Болезнь передавалась по наследству, и в настоящее время глухонемотой страдают около 150 жителей деревни. Они и разработали новую систему общения.
Антропологи знали о существовании общины уже давно, но лингвисты занялись изучением их языка только сейчас.
«Грамматическая структура языка жестов бедуинов, похоже, не испытала никакого влияния ни со стороны диалекта арабского, на котором говорят здоровые члены сообщества, ни со стороны языков жестов соседних народов», – говорит соавтор исследования профессор Кэрол Падден из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Именно это позволяет предположить, что изучение нового языка прольет свет на историю языков.
По мнению некоторых школ лингвистики, существуют определенные базовые параметры языка, которые заложены в нейронную схему нашего мозга и передаются генетически от родителей к ребенку, а не приобретаются посредством обучения.
Как утверждают исследователи, в языке бедуинов есть два свойства, возникших из такого врожденного механизма: специальное выделение в языке субъекта (подлежащего) и объекта (дополнения) и базовый порядок слов: субъект-объект-предикат (как в предложении «папа машину помыл») – самый распространенный среди языков мира.
«Наши открытия подтверждают идею, что строгий порядок слов – одно из основополагающих свойств языка и что он появляется на очень ранней стадии его развития», – говорит Падден.
В языке бедуинов пока не сформировалась система падежей. Однако он приобретает все новые грамматические свойства так быстро, что третье поколение носителей может передавать информацию примерно вдвое быстрее, чем первое, и способно производить более длинные предложения.
По мнению доктора Стивена Пинкера, психолингвиста из Гарвардского университета, язык жестов бедуинов аль-сайид – «без сомнений, очень важная находка. Она позволяет считать, что человеческий мозг имеет причины и средства для создания достаточно экспрессивного грамматического языка и вовсе не требует для этого многих поколений людей».
Однако бурный восторг западных исследователей разделяют не все лингвисты.
Как рассказал Газете.Ru доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института языкознания РАН Андрей Кибрик, «это открытие, несомненно, интересно, язык бедуинов представляет собой редкий случай, когда мы можем наблюдать стремительную эволюцию языка от поколения к поколению». По его словам, интересен и сам факт возникновения такого изолированного языка. Однако говорить, что появление этого языка доказывает существование врожденных универсальных грамматических параметров, оснований нет, считает он. По его мнению, ни наличие строгого порядка слов, ни выделение объекта и субъекта в языке бедуинов аль-сайид еще не доказывает универсальности этих свойств. Есть большое число языков мира, для которых эти свойства нехарактерны. Чтобы с уверенностью говорить о том, что они генетически заложены в мозгу человека, нужно изучить не один, а гораздо больше таких «лабораторных» языков, утверждает Кибрик. По его словам, к формированию этих свойств в жестовом языке аль-сайид могли привести самые разнообразные социальные факторы. Кроме того, под сомнение ученый ставит и независимость возникновения этого языка: «Ведь саму идею того, что можно общаться с помощью жестов, они, конечно, знали». И то, что они не переняли свойства языка у соседей или способных говорить членов своей общины, еще не означает, что их язык развивался абсолютно автономно.