Я всегда с интересом
читаю Ваши публикации и обычно согласен с ними. Тем более грустно было
прочитать Вашу статью о Германии и выводы, которыми Вы ее заканчиваете
("Вести", 15.11.01). У меня есть несколько возражений по поводу эмиграции
евреев в Германию:
1. Фактическое. Вы ставите знак равенства между
эмиграцией в Германию и другие страны Запада, но ведь это "две большие
разницы". До начала эмиграции из России еврейская жизнь (и община) медленно
умирали. Эмиграция из России только затянет этот процесс. Очевидно, что у
эмигрантов, учитывая их возрастной, этнический и количественный состав, нет
возможности возродить еврейскую жизнь в Германии. С другой стороны,
еврейская жизнь в США и Канаде (куда направился основной поток еврейских
эмигрантов), развивается и процветает. Там у "русского" еврея есть
возможность выбрать общину по вкусу - было бы желание. В Германии же евреев
ждет неизбежная ассимиляция.
2. Символическое. Германия была и останется
символом нацизма и Катастрофы. В свое время был наложен запрет на
возвращение евреев в Испанию после изгнания. До сих пор там
фактически нет еврейской общины. Как мы можем забывать о том, что
произошло в Германии, когда еще живы узники гетто и концлагерей?\Вспоминаю
недавний спор об исполнении музыки Вагнера в Израиле. Да, он умер до
прихода фашизма к власти, но стал его символом. А символы в нашем мире
имеют большое значение.
3. Этическое и галахическое. В конце статьи Вы
рекомендуете читателям путешествие по Германии. Согласно Галахе, запрещен
любой выезд из Эрец-Исраэль без серьезной на то причины (а путешествие
такой не является). Да и вообще, рекомендовать турпоездки в Германию в то
время, как туристическая отрасль в нашей стране находится в тяжелом
положении, по-моему, не очень этично и не очень патриотично... Надеюсь, что
Вам удастся в следующих материалах исправить то впечатление, которое
сложилось после прочтения Вами опубликованной статьи.
Желаю Вам успеха.
С уважением, д-р Давид Вольфсон, Иерусалим.
ОТВЕТ ЖУРНАЛИСТА
Уважаемый д-р Вольфсон!
Ваши замечания заслуживают самого внимательного рассмотрения.
Постараюсь ответить Вам по каждому пункту.
1. Знак равенства между
эмиграцией в Германию и другие страны Запада (равно как и Востока, за
исключением родины евреев - Израиля) я ставлю на том основании, что
еврейская жизнь там умирает повсюду, хотя и с неодинаковой
скоростью.
Еврейская община США, по инерции являющаяся крупнейшей в мире,
сокращает свою численность со скоростью 30-40 тысяч человек в год и сегодня
насчитывает не 6 млн человек, как в 80-х годах, а всего 5,4 млн. Как и
повсюду в диаспоре, это объясняется низкой рождаемостью и высокой
ассимиляцией (доля смешанных браков в США давно перевалила за половину).
Поэтому Ваши слова "эмиграция из России только затянет этот процесс" можно
отнести не только к Германии, но и к Америке.
Хуже того: из приведенного
Вами аргумента "там у "русского" еврея есть возможность выбрать общину по
вкусу - было бы желание" следует, что эмиграция в США или Канаду даже
опаснее для сионистской идеи, чем переезд в Германию, где еврей в силу
малочисленности общины чувствует себя одиноким и чужим.
Разумеется, мои
доводы не следует трактовать так, будто я оправдываю или даже поддерживаю
еврейскую эмиграцию в Германию. Я подчеркиваю лишь, что с точки зрения
сионизма между всеми странами диаспоры никакой разницы нет.
2. "Германия
была и останется символом нацизма и Катастрофы", - справедливо указываете
Вы. Однако сегодня у еврейского народа есть куда более опасные враги, чем
немцы, и перед началом "интифады Аль-Акса" половина израильтян, забывших о своем роде и племени, была готова
все им простить и подарить им исконные еврейские земли в обмен на
виртуальный мир.
Забывать о том, что произошло с евреями в Германии, нельзя
ни сейчас, когда еще живы узники гетто и концлагерей, ни потом, когда они
отойдут в мир иной. Иудаизм запрещает извинять убийц уже потому, что им не
у кого просить прощения - а, значит, нацистские палачи уходят в ад
непрощенными. Но справедливо ли обвинять в происшедшем их детей и внуков,
составляющих сегодня основное население Германии? На основании их
собственных поступков (если они записываются в неонацисты) - да, на
основании одной лишь родословной - нет. Сын за отца не отвечает.
3. Вы не считаете путешествие достаточно серьезной причиной для отлучения
из Эрец-Исраэль. Однако самые истовые ультраортодоксы выезжают на
Украину и в другие страны на могилы великих раввинов - а в Германии,
поверьте, еврейских достопримечательностей не меньше, чем в любой
уважающей себя стране. Провести там отпуск не только интересно, но и
познавательно для преданного традициям еврея. Далее, если Галаха так уж
строга, то как объяснить тотальную отлученность от Эрец-Исраэль
бруклинских, антверпенских и лондонских ортодоксов?
Ваше замечание о "непатриотичности" турпоездок в Германию в то время, как
туристическая отрасль в нашей стране находится в тяжелом положении,
абсолютно правильно. Но я не рекомендую выезжать из Израиля в ущерб
интересам местного гостиничного бизнеса - я утверждаю лишь, что отдых в
Германии ничуть не менее увлекателен, чем в Италии или во Франции
(куда я лично не езжу в знак протеста против оголтелой проарабской политики
ее лидеров).
А кризис, как ни странно, практически не привел к
снижению цен в израильских отелях, в результате чего десятки
тысяч израильтян предпочитают экономить деньги в Турции или на Кипре... Так
что новоиспеченному министру туризма Бени Элону есть о чем задуматься.