"Вести", 31 июля 1997 года

Шломо Громан

"ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ" В ЧЕРТЕ МОСКВЫ

Исследование географии еврейского населения российской столицы - эта идея объединила меня с бывшим московским отказником, а ныне жителем Иерусалима Александром Разгоном, автором брошюры "Евреи в Москве". Как это часто бывает, в Москве мы с ним не были лично знакомы, действовали независимо друг от друга, но пришли во многих случаях к одним и тем же выводам.
Книга А. Разгона составлена из шести очерков. Первый - "Зарядье - гетто Москвы" (этот компактный еврейский квартал в самом сердце города просуществовал до 1960-х годов, когда на его месте была построена гостиница "Россия"). Второй - "Московские евреи и топонимия столицы" (приводится перечень улиц, названных в честь евреев и... Иерусалима. Немногим москвичам знакомы небольшая Иерусалимская улица возле метро "Пролетарская", соединяющая Стройковскую и Качалинскую улицы, и Иерусалимский проезд, соединяющий одноименную улицу с Дуброво-Ильинской; когда-то здесь стояла церковь Входа Господа в Иерусалим). Третий - "Стены помнят" (об истории московских синагог и молелен). Четвертый - "Кольцо местечек в предместьях Москвы" (данной темой я занимался специально, параллельно с А. Разгоном; подробно речь об этом пойдет ниже). Пятый - "Могильный камень скинут под обрыв" (почти детективная история о том, как семья автора книги по обрывочным описаниям смогла отыскать следы бывшего еврейского кладбища в Дорогомилово, рядом с современной станцией метро "Кутузовская"). И шестой, несколько выпадающий из общей канвы, - "Общество распространения правильных сведений о евреях и еврействе" (действовало в России в 1905-17 годах).
Прежде чем я перейду к содержанию очерка "Кольцо местечек в предместьях Москвы" и дополню его собственными наблюдениями, - упомяну Илью Ильфа. В его "Записных книжках" есть такая фраза (цитирую по памяти): "Малаховка... В газетном киоске - книжка на еврейском языке. Единственное, что дает впечатление об окружающем мире".
Мой покойный отец и другие московские евреи называли Малаховку - крупный поселок городского типа в Раменском районе - "неофициальной столицей Еврейского автономного района Московской области". Действительно, Малаховка и другие восточные пригороды Москвы начиная с 1910-х годов отличались преобладанием еврейского населения. Если бы можно было росчерком карандаша на карте объединить в единую административную единицу ряд восточных кварталов сегодняшней Москвы, большую часть Люберецкого района Московской области и западную оконечность Раменского района, то внутри этого контура концентрация евреев оказалась бы весьма высокой.
Как возникли эти и другие районы компактного проживания еврейского населения? Обратимся к книге А. Разгона. Вплоть до 1890-х гг. евреи в Москве селились почти исключительно в центре - и, быть может, поэтому быстро ассимилировались.
Перепись 1897 года показала, что некоторые евреи начали обосновываться на окраинах города (например, в Марьиной Роще, где до сих пор функционирует открытая в 1920-х годах деревянная синагога), а в Московской губернии евреев можно было пересчитать по пальцам; лишь в Серпухове проживало несколько десятков евреев и имелась синагога (которой давно нет).
С началом Первой мировой войны число евреев в Москве и в особенности ее окрестностях стремительно растет за счет беженцев с Украины и из Белоруссии, а также Брянской и Смоленской областей. Старой черты оседлости больше не существует, и на свободных территориях вокруг Москвы образуется новое кольцо еврейских и полуеврейских местечек. В 1915-17 годах бурно застраивается местность вокруг станции Малаховка - новой на тот момент точки на карте еврейской истории.
Вторая волна еврейской иммиграции в окрестности переживавшей жилищный кризис Москвы приходится на годы гражданской войны и эпоху голода и разрухи после нэпа. Другой причиной послужила тяга молодых провинциальных евреев к образованию.
Отчаявшись найти жилье в самой столице, многие махнули рукой на городскую жизнь и стали снимать под жилье деревенские строения, дачи, пристройки. Ежедневно эти люди ездили в Москву на работу, а вечером возвращались обратно. Так вокруг Москвы возник пригородный пояс. В него-то и вписались пришлые евреи.
Обычно это происходило по несложной схеме. Тот, кто приехал раньше и успел освоиться, "выписывал" родственников и друзей из родных краев или сходился с местными соплеменниками. Десяток семей объединяли усилия для строительства жилья. А после того как многосемейный дом был готов, приехавшие "по второму кругу" родственники и знакомые надстраивали его №ерх. расширяли в стороны и с тыла, появлялись сарайчики и антресоли... Бывало, строились не вместе, но рядом; и здесь проявлялась еврейская взаимопомощь.
Так складывалось компактное еврейское поселение внутри существующего населенного пункта. Так складывалась община - крошечная, но с традиционно присущими ей институтами. Два десятка семей в возведенном ими доме в Никольском (деревня снесена в 19б0-х гг.; сейчас о ней напоминает лишь ответвляющийся от Ленинградского шоссе в сторону Тушина Никольский тупик, а на месте деревянных домов встали 18-этажки ЖСК "Лебедь"), еврейский пятачок из дюжины домов в Немчиновке, отдельные улицы с преобладающим еврейским населением в Малаховке - вот лишь несколько примеров из длинного перечня.
Разговорным языком повсюду оставался идиш - при том что в центре города еврейский язык многочисленными нашими соплеменниками считался "дурным тоном"...
Красочно описывая быт "местечек", А. Разгон, к сожалению, отказывается от их какой бы то ни было классификации. А подразделять их уместно, с одной стороны, по времени включения в черту города Москвы (именно этот фактор, как правило, оказывался решающим в судьбе того или иного "местечка") и с другой - по географическому расположению относительно центра Москвы.

Классификация "местечек" по времени включения в черту российской столицы
1. Поглощенные в "либеральные" по отношению к частной застройке 1910-30-е гг. Черкизово, Богородское, Дорогомилово Алексеевское. (По свидетельству моего знакомого - очевидца, алексеевские евреи в 1960-х годах были в полном составе переселены на юг столицы в многоэтажный дом на Старокаширском шоссе.)
2. Поглощенные в архитоталитарные 1940-50-е годы Коптево, Давыдково. (С Давыдковым связана особая история, соль которой у А. Разгона, к сожалению, опущена. В самом начале 1950-х гг. из этого села были выселены все евреи. Живший там полковник, Герой Советского Союза, пытался протестовать и сопротивляться - его скрутили и бросили в машину. Чем, спрашивается, был вызван такой напор властей? Дело в том, что в нескольких сотнях метров оттуда, в Волынском, располагалась ближняя дача И.В. Сталина, и вождь не желал видеть у себя под боком евреев... (Будто издевательства ради улица, проложенная на месте старого Давыдкова, названа Славянским бульваром.)
3. Поглощенные в 1960 году и полностью или частично переиначенные в соответствии с принципами современной московской окраинной застройки:
а) бывшие подмосковные города со значительным еврейским населением - Перово (в конце 1930-х гг. этот город поглотил соседнее Кусково, но впоследствии сам оказался поглощен Москвой), Бабушкин (бывшая Лосиноостровская) и Кунцево;
б) "местечки" - Новогиреево (доля евреев там была так высока, что поселок в шутку переименовали в "Новоевреево"), Измайлово ("Израйлово"), Вешняки, Очаково, Никольское, Лось (слился с Бабушкиным).
4. Поглощенный в 1985 году дачный поселок Ухтомский (он же пос. Михельсона). Ранее некоторое время он административно относился к подмосковному городу Люберцы. Пока старая застройка стоит на месте, но прежнего населения практически не осталось.
5. До сих пор вне черты Москвы:
а) поглощенные большими подмосковными городами и перестроенные - Пушкино и Одинцово (оказались в черте одноименных городов), Перловка ("оккупирована" Мытищами);
б) разбавленные "эволюционным" путем Клязьма, Салтыковка, Немчиновка и, конечно, цепь по Казанской дороге: Люберцы (город с долей евреев заметно выше среднеобластного показателя), Томилино, Малаховка (там сегодня действует единственная в области синагога), Быково, Красково, Удельная, Кратово, Ильинский; вообще Казанское направление было до того облюбовано евреями, что там же, у станций Овражки и Вялки, проходили сборища отказников и других сионистски настроенных евреев Москвы и Подмосковья.

Классификация по географическому положению
(подпункты приводятся в порядке убывания значимости направлений)
1. Юго-восток (по Казанской ж.д.): Вешняки, Ухтомский, Люберцы (далее см. пункт 5б предыдущей классификации) и почти вплотную примыкающий к нему Восток (Нижегородская ж.-д. линия с Курского вокзала): Перово, Кусково, Новогиреево, Салтыковка. Почему именно эти направления стали преобладающими? Моя гипотеза опирается на множество промышленных предприятий на востоке и юго-востоке Москвы, куда устраивались на работу евреи, а также на удобство железнодорожного сообщения.
2. Запад с небольшим отклонением на юг: Дорогомилово, Давыдково, Очаково, Кунцево, Немчиновка, Одинцово. Это направление соответствовало вектору иммиграции евреев в Москву.
3. Север с небольшим отклонением на восток: Марьина Роща, Алексеевское, Бабушкин (Лосиноостровская), Лось, Клязьма, Пушкино. Жили там главным образом евреи-ремесленники. В Клязьме до 1980-х гг. функционировала молельня.
4. Восток с небольшим отклонением на север: слившиеся друг с другом Черкизово и Богородское (там до 1970-х гг. собирался миньян), Измайлово. Это тоже бывшие места обитания ремесленников.
5. Северо-Запад: Коптево, Никольское.


Кроме "местечек" в Москве были и есть просто районы, и старинные и относительно новые, с долей еврейского населения выше среднего. Разгон выделяет только Зарядье и намекает на кварталы вокруг синагог. Добавим еще несколько пунктов.
- Кварталы по правую сторону Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе, возникшие как между мировыми войнами (главная ось - Красноармейская улица; там проживало особенно много евреев - сотрудников военных и режимных предприятий), так и в 1950-60-х годах (Химки-Ховрино). Они стали естественным продолжением старомосковских кварталов с высокой некогда долей евреев, в особенности на Лесной улице, где в доме номер 18 в 1920-30-е годы размещался Еврейский рабочий клуб (ныне Дом культуры имени Зуева).
- Пресню - там в начале ХХ века поселилось множество евреев-рабочих, принявших активное участие в революции. - Черемушки (застроены главным образом в 1950-е гг.), Юго-Запад (1960-е) и Беляево-Богородское (1970-е) - в этих новых массивах, рядом с многочисленными научными учреждениями, поселилось огромное количество евреев-ученых. По моим наблюдениям, подавляющее их большинство состояли в межнациональных браках.
- Несколько кварталов вокруг Смоленского рынка (предполагаю, что Дорогомилово как еврейское предместье "вытекло" именно оттуда: достаточно было пересечь Москву-реку).
- Матвеевское - там в 1960-х гг. сгруппировались жилищные кооперативы с многочисленными пайщиками-евреями.
- Выхино. Рще один район массовой жилой застройки шестидесятых. Раньше тамошняя станция метро называлась "Ждановская", а местные жители переиначили ее в "Жидановскую" ввиду обилия евреев. Сказалась близость Перова, Вешняков и других "местечек", из которых евреи перебирались в благоустроенные дома Выхина. Старое Выхино, насколько можно судить, "местечком" никогда не было; более того, рядом с православным Кузьминским кладбищем приютилось мусульманское.

Вся собранная А. Разгоном и мною информация относится, с незначительными исключениями, к 1980-м годам. С каждым годом эта информация устаревает, ибо еврейское население Москвы по известным причинам сокращается, а по мере сноса старой застройки достигается все более равномерное расселение евреев по городу. И все же, думается, историй московского еврейства может и должна стать объектом новых профессиональных научных исследований. Не сомневаюсь, что по данному поводу есть что сказать нашим читателям - в частности тем, кому довелось пожить в "черте оседлости" в черте Москвы и вокруг нее.

карты расселения евреев и других нацменьшинств в Москве
обсудить
в рубрику "География общин, говоривших/говорящих на идиш"
к оглавлению раздела "Неизвестная Москва"
систематический каталог
на главную
напишите Ш. Громану

генеалогия, родословные, архивный поиск, поиск людей  Найди на карте, Города Израиля, Кармиэль Израиль по-русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Наука и образование :: Психология Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31Jewish TOP 20 Разработка, создание и продвижение сайтов. Интернет-маркетинг. Электронная коммерция Nasha Canada - Russian Newspaper Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Rambler's Top100Российский студенческий порталЕврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Бюро переводов МИР ПЕРЕВОДА. Устный, письменный, последовательный, синхронный перевод