|
Взгляд Шломо Громана
на события в Израиле
СУДЬБУ СТРАНЫ РЕШИТ
РЕФЕРЕНДУМ В "ЛИКУДЕ"
Конференция Центра партии «Ликуд», состоявшаяся 30 марта в тель-авивском Дворце культуры («Гейхал ха-тарбут»), оказалась рекордно короткой.
Протокол
Председатель конференции "Ликуда" министр сельского хозяйства Исраэль Кац представил делегатам разработанное за несколько часов до открытия форума предложение Ариэля Шарона о проведении внутриликудовского референдума по вопросу одностороннего отступления из Газы и ряда других районов Эрец-Исраэль. В ходе спешно устроенного открытого голосования большинство присутствующих выступило "за". Контроля мандатов и подсчета голосов не проводилось. Референдум планируется провести в мае, примерно через три недели после намеченного на 14 апреля визита премьер-министра в США.
Затем Кац передал слово Ариэлю Шарону. Оказавшийся на конференции первым и единственным полноценным оратором, глава правительства говорил о "болезненных шагах, направленных на защиту безопасности Государства Израиль".
"У нас нет партнера для переговоров с палестинской стороны. ПА не делает ничего, чтобы обуздать террор, арестовать экстремистов, изъять оружие, пресечь провокационные антиизраильские выступления в школах, мечетях и СМИ", - посетовал Шарон.
Он вкратце очертил достижения Израиля в сопоставлении с другими государствами региона, отметил демократичный характер нашей власти и отметил, что несмотря на то, что премьер-министр несет наивысшую ответственность за политику страны, в данном случае (план одностороннего отступления) он считает нужным заручиться поддержкой членов партии.
"До референдума разногласия и споры допустимы. А после него всем членам партии необходимо объединиться на базе принятого решения", - заявил Шарон. Следовательно, ликудовцам, которые останутся в меньшинстве и не пожелают подчиниться большинству, придется покинуть партию.
Глава правительства добавил, что точечные ликвидации главарей террористических группировок будут осуществляться "по мере необходимости" – не уточнив, будут ли проводиться такие рейды на территориях, отдаваемых арабам.
Loading...
Компания "Мирлик": купить лицензионный ключ для "Smeta.ru" 10. Бесплатные доставка и установка.
Обиженный Эйтан
Депутат Кнессета Михаэль Эйтан долго не мог взять в толк, что же, собственно, происходит.
В зале уже включали джингль, пели «Хатикву» и расходились по домам – а Эйтан тоном мальчугана, незаслуженно побитого одноклассниками, всё еще жаловался репортерам на свою горькую долю.
На сей раз Эйтан (в 1997 году прославившийся тем, что вместе с Йоси Бейлиным опубликовал документ под названием «Национальный консенсус в преддверии переговоров по постоянному урегулированию с палестинцами») проявил себя самым непримиримым противником руководства "Ликуда". Он открыто выразил мнение, что партия управляется практически одной лишь семьей Ариэля Шарона, и в гневе покинул президиум и побежал в угол, где столпились представители СМИ.
Эйтан обвинил председательствовавшего Исраэля Каца в проведении некорректной и противозаконной процедуры голосования. По словам Эйтана, лишь немногие присутствующие в зале являлись членами Центра, а исход голосования решила "группа поддержки Шарона", доставленная в "Гейхал ха-тарбут" дабы создать видимость атмосферы поддержки премьер-министра и высокой явки делегатов конференции.
Ликудовских министров и многих других депутатов Михаэль Эйтан упрекает в том, что они поначалу выступали против шароновских планов, но затем позволили себя переубедить.
В ответ на обвинения Эйтана министр сельского хозяйства Исраэль Кац не опроверг ни одного из приведенных аргументов, но сказал, что речь идет о «жалобах проигравшего, ищущего теперь виноватых в собственном поражении».
Один из ближайших к Шарону людей - первый вице-премьер, министр промышленности, торговли, связи и труда Эхуд Ольмерт - частично признал правоту Эйтана. Однако, по словам Ольмерта, "никак иначе подобным форумом управлять невозможно".
Член Центра "Ликуда" Йегошуа Сокол тоже поделился своим впечатлением: лишь примерно четверть участников конференции "Ликуда" была настроена в поддержку Ариэля Шарона в том, что касается плана одностороннего отступления. Да и среди них 90% (опять же по оценке Сокола) - не законные делегаты, а клакеры из "группы поддержки", отрепетированно скандировавшие "А-рик!" и потоплявшие собой многочисленные, но разрозненные голоса осуждения Шарона.
Но если всё было одной сплошной подтасовкой, то почему никто из министров, подавляющее большинство членов Кнессета и Центра не возмущаются? Не потому ли, что результат конференции их устроил?
Характерно, что самая правая когорта «Ликуда» - движение "Еврейское руководство" - тоже голосовало за референдум. Как сообщил Йегошуа Сокол, основатель и лидер "Еврейского руководства" Моше Фейглин и многие его сторонники надеются использовать референдум для торпедирования шароновской «программы капитуляции». Для этого фейглинцам придется убедить большинство ликудников выступить против планов премьер-министра.
Взгляд со стороны
Стремясь докопаться до истины, ознакомимся с откликами на решение конференции, поступившими с обоих политических флангов.
Депутат Кнессета Ран Коэн (МЕРЕЦ/ЯХАД) заявил: «Сама мысль о том, что теперь судьбы страны отданы на откуп давидов аппелей и моше фейглиных, внушает ужас».
Депутат Офир Пинес («Авода») сказал: «Шарону невдомек, что «Ликуд» - это еще не весь народ. Пусть лучше премьер-министр устроит всенародный опрос».
Председатель партии ШАС Эли Ишай осудил решение Ариэля Шарона, согласно которому судьбу плана одностороннего отступления определят только члены "Ликуда". "Либо политический лидер берет ответственность на себя, либо он советуется со всем народом, а не только с собственной партией, - говорит Ишай. - Шарон игнорирует народ в целом и принципы демократии".
Чуть дальше заглянул председатель МАФДАЛа министр строительства Эфи Эйтам: «Членам «Ликуда» предстоит сделать выбор между еврейским национальным правительством и левым светским, которое полностью уничтожит еврейский характер Государства Израиль». Как известно, в случае осуществления шароновского плана отступления МАФДАЛ и «Ихуд леуми» обещают покинуть коалицию – и их, скорее всего, заменит там «Авода».
Так почему же Ариэль Шарон предпочел внутрипартийный референдум общенародному? В самом деле, среднестатистический ликудник правее среднестатистического израильтянина, а значит – общенародный опрос одобрит план отступления скорее, чем внутриликудовский.
Видимо, у Шарона не было выбора. Скорее всего, премьер-министр испугался бунта в Центре «Ликуда», который возник бы, попытайся он обойти собственную партию. Дело дошло бы до партийного суда - ведь Устав «Ликуда» запрещает территориальные уступки арабскому врагу. Взвесив ситуацию, Шарон решил нейтрализовать Центр и перепоручить принятие решения рядовым членам партии.
Не исключено, что замена общенародного референдума внутрипартийным торпедирует-таки шароновскую программу. Судя по ряду прямых и косвенных факторов, правое крыло «Ликуда» видит у себя неплохие шансы на победу (т.е. на отрицательный результат опроса). Один из приближенных к Фейглину членов Центра утверждает даже, что выступление Исраэля Каца было согласовано с генеральным директором «Еврейского руководства» Михаэлем Пуа.
В той же плоскости находится ответ на претензии «преданного товарищами» Михаэля Эйтана. Многие правонастроенные министры и депутаты решили поддержать Ариэля Шарона в вопросе референдума (но не в вопросе отступления!) потому, что всерьез рассчитывают достичь на референдуме нужного им результата. Они понимают, что альтернативные пути решения судьбы поселений - всенародный опрос с участием левых и арабов, голосование в Кнессете, голосование в правительстве, неизбежно нечестное (см. выше) голосование в Центре - наверняка дали бы нужный Шарону результат. А так – шансы избежать трансфера есть, и не такие уж плохие, учитывая что противники отступления представляют собой более убежденный, сплоченный и активный контингент, чем сторонники.
«Еврейское руководство» надеется переиграть Шарона
По окончании конференции я побеседовал с активисткой "Еврейского руководства", редактором русскоязычной ликудовской газеты «Голос» Асей Энтовой. Ася подтвердила, что лидер движения одобряет идею референдума «как демократического способа пресечь капитулянтские планы премьер-министра» и полон решимости убедить большинство членов «Ликуда» проголосовать против планируемого Ариэлем Шароном отступления.
- Какими средствами намерен действовать Фейглин?
- Теми, что и раньше, - ответила Ася. – Всеми доступными нам средствами убеждения: выступлениями перед членами «Ликуда» в разных уголках страны, организацией «кружков на дому» («хугей баит»), публикацией статей в бумажной прессе и Интернете, рассылкой писем по обычной и электронной почте...
(Уже после нашей беседы стало известно, что лидеры поселенческого движения намерены приставить к каждому члену "Ликуда" целую семью поселенцев, которая попытается убедить его голосовать против трансфера евреев. – Ш. Г.)
- Призовете ли вы на помощь другие, т.е. не состоящие в «Ликуде», силы национального лагеря?
- Во-первых, в самом «Ликуде» мы далеко не единственные противники отступления: большинство членов партии не одобряет ни шароновский план, ни «Дорожную карту». Во вторых, решение о референдуме принято пока лишь декларативно: неизвестно ведь еще, поедет ли Шарон в Вашингтон, что он оттуда привезет, как отразится на поступках премьер-министра ожидаемая всеми с нетерпением рекомендация юридического советника правительства Мени Мазуза...
По сути вашего вопроса скажу следующее. В начале марта лидер блока «Ихуд леуми» Авигдор Либерман, встречаясь с послом США в Израиле Даном Керцером, выразил мнение, что «Ликуд» не позволит Шарону осуществить отступление. «Еврейское руководство» восприняло слова Либермана как похвалу в свой адрес.
- Нет ли парадокса в том, что "Еврейское руководство", последовательно и решительно выступавшее против политики Шарона, теперь одобрило такое его предложение, как референдум?
- Мы принимаем решения не автоматически, а в зависимости от ситуации. Теперь налицо нормальный демократический процесс: лидер партии обязан поступать в соответствии с решениями большинства ее членов, а не так, как ему заблагорассудится. Именно такую обратную связь между руководителями и избирателями мы и намеревались установить.
Впрочем, лучше бы премьер с самого начала действовал по Уставу "Ликуда", каковой никаких отступлений из Эрец-Исраэль не допускает. Тогда бы не потребовалось такое громоздкое и дорогостоящее мероприятие, как референдум.
Премьер тоже не дремлет
В свою очередь, премьер-министр надеется, что большинство партийцев одобрит его план - об этом свидетельствуют результаты проведенных по его заказу накануне конференции опросов общественного мнения.
Как показал опрос, проведенный институтом "Дахаф" под руководством д-ра Мины Цемах в среде членов «Ликуда», 51% из них склонны проголосовать на референдуме за одностороннее отступление, а 36% - против. Необходимо отметить, что данный институт обычно дает прогнозы, на несколько процентов отклоняющиеся «влево» от истинного положения дел.
Перед конференцией министр финансов Биньямин Нетаниягу сам заказал опрос среди членов своей партии. Выяснилось, что 25% ликудников выступают за отступление, 25% - против, а остальные пока колеблются: окончательное решение они примут в зависимости от того, на каких условиях будет осуществляться уход. После этого "Коль Исраэль" устроил собственный опрос, каковой дал аналогичные результаты.
Биньямин Нетаниягу, Лимор Ливнат, Исраэль Кац и другие ликудовские министры, выступающие либо против шароновского плана, либо за – но с большими оговорками, поспешили заявить, что "подчинятся большинству членов партии".
Как стало известно утром в среду, Джордж Буш отказывается выполнить по меньшей мере одно из условий, которые министры выставили для поддержки шароновского плана: США не признают права Израиля на аннексию крупных поселенческих блоков. Накануне президентских выборов американское руководство предпочитает делать как можно меньше заявлений по ближневосточной тематике, стремясь избегать конфликтов с еврейской и/или арабской общинами.
Однако Шaрoн наверняка попытается переубедить Буша, говоря, чтo без удовлетворения условий Нетaниягу (требующего также завершения строительства «разделительного забора» и американской декларации о непризнании «права палестинских беженцев на возвращение») сторонникам отступления не выигрaть референдум.
Своим нынешним решением Шарон надолго нейтрализовал регулярно освистывающий его Центр «Ликуда» и выиграл время для важных для него закулисных дел. Это, во-первых, предварительные переговоры о создании нового правительства на случай выхода «Ихуд леуми» и МАФДАЛа из коалиции (на сегодня разговоры о том, что он может за день создать новое правительство, выглядят блефом: «Аводу» отпугнула рекомендация Эдны Арбель, ШАС и «Яадут ха-Тора» несовместимы с «Шинуем»). Во-вторых, подготовка документов для защиты в суде на случай нежелательного для Шарона вердикта Мени Мазуза. В-третьих, инструктирование Дова Вайсгласса и других лиц, занимающихся обработкой американской верхушки.
Зато вместо взаимоотношений с Центром теперь у Шарона и его приближенных появилась новая, четвертая по счету (не по важности) забота: приведение партийных списков к тому виду, который максимально повысит его шансы на поддержку большинства.
Архиважный вопрос: кто обладает правом голоса? Выставляя предложение о внутрипартийном референдуме, Исраэль Кац сообщил, что сегодня в партии состоит 190.000 человек. Однако известно, что на момент последних выборов председателя партии (конец 2002 года) таковых насчитывалось 300.000. Количество членов "Ликуда" внезапно сократилось потому, что свыше трети их (как правило, случайные люди, мобилизованные Омри Шароном в поддержку его отца в пику Нетаниягу), натурально, платить взносы перестали. А кто-то из настоящих ликудников по рассеянности забыл и побежит в банк с деньгами. Теперь неясно, позволят ли им участвовать в референдуме.
Общее правило, сформулированное Кацем, таково: голосовать сможет каждый, кто вступил в "Ликуд" не позднее 29 марта с.г. Однако здесь возможно множество разного рода манипуляций...
|