|
Взгляд Шломо Громана
на события в Израиле
МНОГОЛИКОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ
Только самые ленивые из числа журналистов ведущих ивритоязычных СМИ не удосужились покритиковать
операцию израильских ВВС, в которой 23 июля был ликвидирован командир ХАМАСа в Газе, вдохновитель и организатор многочисленных терактов против израильтян Салах Мустафа Шхаде.
"Правый" премьер-министр признался, что, знай он заранее обо всех последствия операции, он не дал бы приказа на ее проведение по крайней мере в нынешних условиях. Тем самым Ариэль Шарон обескуражил тот политический лагерь, который привел его к власти и ожидал от него не рефлексии, а еще более решительных действий по борьбе с террором. А если уж сам глава Ликуда посыпает свою голову пеплом, жалея "невинных" жертв авианалета, и ищет, на кого бы переложить ответственность, - то что же остается левой прессе? Ясное дело: поносить операцию в Газе и ее инициаторов на чем свет стоит. Да, действительно, бомбовый удар повлек за собой непредвиденные побочные последствия в виде гибели более десятка палестинских арабов, не замешанных в терроре напрямую. Быть может, однако, те самые погибшие женщины и дети участвовали в демонстрациях против "сионистского врага". А если не те самые - то другие, похожие на них. Ведь многотысячные толпы, скандирующие "Итбах аль-яхуд!" ("Режь еврея!"), состоят из отдельных людей. Вместе с тем,
справедливо напоминают либералы, любой человек, чья вина не доказана, считается невиновным. Специалисты в военной области, со своей стороны, докажут, что при планировании такой сложной операции стопроцентно гарантировать чистоту попадания невозможно. Было ли в принципе верным решение об устранении Салаха Мустафы Шхаде? Определенные категории израильского населения автоматически ответят отрицательно. Это, во-первых, те, кто солидаризуется с террористами; против сочувствия, как и против любого чувства, любые рациональные аргументы бессильны. Во-вторых, приверженцы христианской философии, рассуждающие по принципу "Вас ударили по щеке - подставляйте другую". В-третьих, евреи, морально не вышедшие из галута, где мы не имели ни права, ни возможности себя защищать и зависели от доброй или злой воли владыки-гоя. Поговорим о тех, кто утверждает, что нам не следует мстить арабским террористам, поскольку, дескать, "нельзя им подражать", "не следует опускаться до их уровня".
После новой волны террора, пришедшейся на 4 августа, министр обороны Биньямин Бен-Элиэзер
заявил, что акций возмездия не будет. Его слова вызвали вздох облегчения как среди этих людей, так и в арабских кругах... Согласно Торе, Всевышний избрал еврейский народ для того, чтобы он служил для других этносов примером высокоморального поведения. С другой стороны, Мишна гласит: "Поднявшего руку с целью убить тебя - опереди!" Не планировал же Б-г специально сделать нас жертвами тех, кто категорически не приемлет нашего учения!.. Афоризм В.Р.Инге гласит: "Овцам бессмысленно принимать резолюции в пользу вегетарианства, если волки придерживаются иного мнения". Любопытно, что замечания типа "нельзя подражать" приводят главным образом представители кругов, далеких от религии. Это светские либералы, для которых демократический характер Государства Израиль безусловно приоритетен перед национальной
составляющей.
Но трудно поверить, что сами они готовы пожертвовать своими родными и близкими ради того, чтобы сохранить жизнь ХАМАСовских командиров, их жен и детей. Самое удивительное, что противники акций возмездия, выступающие за ведение мирных переговоров с ООП на сколь угодно унизительных условиях, обвиняют своих политических противников в антидемократичности, шовинизме и расизме. Но - простите - тот, кто утверждает, что евреи не должны опускаться на уровень арабов, и есть самый настоящий расист! Ведь подобное утверждение заключает в себе допущение, что арабы - "низшая" раса по сравнению с евреями.
А вот тот, кто признает за евреями и арабами равные права на мирную жизнь и - в случае необходимости - самозащиту, расистом в действительности не является.
Скорее всего, противники акций возмездия отдают себе отчет в противоречивости собственной позиции, но уповают – небезосновательно – на то, что поверхностные и апологетичные комментаторы ивритских СМИ не уличат их в лицемерии.
В данной связи вспоминается другое, столь же широко распространенное и тоже практически неразоблаченное проявление лицемерия, встречающееся у евреев бывшего СССР и других стран диаспоры.
Кому из нас не приходилось слышать, как советский еврей или еврейка, объясняя родным и близким свое решение заключить брак с представителем другой национальности, приводил два аргумента, формулирующиеся примерно так:
1) зато он(а) человек хороший;
2) я не расист(ка).
Два этих довода противоречат друг другу. Ибо, употребляя противительный союз «зато» (или его синонимы), человек намекает на сделанное им же расистское допущение о том, что неевреи, как правило, люди нехорошие, не ровня евреям. А вот данный «экземпляр», понимаете ли, - исключение из правила!
Асимметричный пример межэтнического лицемерия тоже хорошо нам знаком. Желая выказать подлинное или мнимое уважение к отдельно взятому семиту, антисемит говорит ему доверительным тоном: «Хоть ты и еврей, зато человек хороший».
Нередки и случаи, когда российский еврей-ашкеназ берет в жены нееврейку, гордясь тем, что он «не расист», а евреев-сефардов огульно награждает эпитетами, имеющими с интернационализмом мало общего.
К счастью, у таких браков есть и другие противники, лицемерием не отличающиеся: они просто стремятся к продолжению существования еврейского народа и сохранению еврейских традиций, поддержание которых в смешанных браках, вообще говоря, сильно затруднено.
Вернемся теперь в Израиль и упомянем другие проявления этнического лицемерия, характерные для левых псевдоинтернационалистских кругов. Мне доподлинно известно, что в 90-х годах жители нескольких элитарных кварталов и предместий Тель-Авива и других городов Центра страны выражали протесты в связи с намерением властей поселить рядом с ними арабов с территорий, в доословский период служивших осведомителями ШАБАКа, и даже эфиопских евреев!
Если против появления арабских соседей у наших «радетелей демократии» еще был аргумент в виде заботы о личной безопасности, то фалаши не устроили их лишь потому, что присутствие чернокожего населения, дескать, наносит ущерб престижу района.
Экономические интересы прозрачны и ясны - только единственная просьба, господа: не лицемерьте.
Но самое одиозное в израильской политике проявление лицемерия состоит в следующем. Сторонники отступления из Иудеи и Самарии выступают за ликвидацию всех или части поселений, признавая трансфер евреев необходимым и желательным шагом на пути к установлению мира. А своих политических противников, ратующих за трансфер арабов, величают поджигателями войны.
|