|
Взгляд Шломо Громана
на события в Израиле
ШАРОН ГОТОВИТ ПРОТИВНИКАМ ОТСТУПЛЕНИЯ
"ПРИЗОВУЮ ИГРУ"
"Новости недели", 9 мая 2004 года
Опуская шекель в прорезь автомата, ты платишь за одну игру – но в случае выигрыша получаешь в подарок вторую. Победив в телеигре «Поле чудес», завоевываешь право сразиться за суперприз... Так бывает и в политике – но не всегда, а только тогда, когда проигравший не хочет или не может признать свое поражение.
Один из активнейших противников одностороннего отступления министр сельского хозяйства Исраэль Кац, адекватно выражая мнение всех своих единомышленников, сказал: «Если премьер-министр попытается с помощью внесения в свою программу нескольких косметических изменений обойти решение референдума, это будет с его стороны грубейшей политической ошибкой... На протяжении последних недель противники шароновского плана одностороннего отступления всячески воздерживались от личных нападок на премьер-министра. Но если глава правительства не сдержит своего обещания и проигнорирует демократически проявленную волю членов своей партии, то и нам придется внести свои коррективы".
Интонация Каца говорит сама за себя. Но победитель имеет на нее полное право. В отсутствии джентльменства ему не откажешь. А вот как поведет себя Ариэль Шарон? Его противоречивые заявления последних дней, а также спонтанные отмены и отмены отмен визита в США наводят на мысль, что он до конца еще не осознал смысла событий 2 мая. Что ж, такую сенсацию не так просто переварить.
Даже в стане оппонентов шароновского плана за две-три недели до референдума (когда опросы предсказывали двузначный разрыв в пользу премьер-министра) было немало людей, полагавших, что всё потеряно. Этим пользовались некоторые политики, номинально принадлежащие к правому лагерю: «Всё равно план Шарона пройдет, давайте будем реалистами...»
Сегодня маститые обозреватели наперебой задаются вопросом: «Как же такое случилось?» Ищут просчеты в пропагандистской кампании, которую вели Шарон, Ольмерт и товарищи. Некоторые ошибки находят. А главную – никто еще вроде не указал.
Loading...
За небольшую оплату казино с бездепозитным бонусом для всех и каждого.
Следя за несколькими последними предвыборными кампаниями, можно было заметить, что в Израиле существуют только две пассионарные силы, способные мобилизовать и вывести на улицы тысячи добровольцев, благодаря мощнейшему идейному заряду готовых работать в любую погоду на свой страх и риск с продуктивностью, превосходящей профессиональных платных активистов.
Обе эти силы располагаются на полюсах нашего политического спектра. Одна называется «Шалом ахшав» (и может выступать под именами МЕРЕЦ, ЯХАД, «Четыре матери», «Еш гвуль», «Штаб Женевы» и др.). Другая – поселенцы и активно сочувствующие им жители других районов Эрец-Исраэль.
Газета «Вашингтон пост», анализируя итоги референдума, приводит мнение бывшего сотрудника «Мосада» Йоси Альпера:
«Решающим фактором здесь являются мотивация и коллективная политическая энергия поселенцев, которая за 30 лет доказала, что может сделать любого премьер-министра заложником этого вопроса. Удивительно, как Шарон мог так просчитаться, учитывая, что он очень умный тактик и сам создавал поселенческое движение. Уж он-то знает точно, с кем имеет дело. Он должен был понимать, что поселенцы являются самым динамичным сектором в израильской политике и у них более высокая мотивация, чем у кого-либо другого в «Ликуде».»
Именно поселенцы являлись прежде главным ядром пропагандистских кампаний за «Ликуд» и лично за Ариэля Шарона. Их роль еще более повысилась в обстановке, когда премьер-министр, вместе с сыновьями оказавшийся в центре юридического скандала, не мог позволить себе риск в виде привлечения сколько-нибудь заметного отряда платных агитаторов. Единственные, на кого он мог рассчитывать, - это левые радикалы.
«Шалом ахшав» в одной из своих реинкарнаций подрядился было стоять на перекрестках с плакатами в поддержку отступления – но канцелярия премьера вовремя отговорила левых от этой затеи. Референдум-то ликудовский, так можно и не 20, а все 40 очков продуть...
А поселенцы, в отличие от прежних кампаний, действовали не полустихийно, а слаженно – у них появилось «Манhигут йеhудит» («Еврейское руководство»). Хаим Рамон, выступая на I телеканале, с гневом сказал, что Моше Фейглин, приведя в «Ликуд» 10.000 человек, изменил ход голосования. Те поселенцы, что в партии не состояли, сражались за голоса остальных ликудников.
Аргументы Шимона Переса, Томи Лапида и других разочарованных результатом политиков и комментаторов сводятся к следующему: «60.000 человек – один процент израильтян – не вправе решать за весь народ... И вообще проголосовало лишь 51,6% членов "Ликуда" – значит, «против» высказалось всего 30,7%...»
Но сия арифметика никоим образом не дезавуирует победу противников одностороннего отступления! Во-первых, идею референдума выдвинул сам премьер («за что боролся, на то и напоролся»), а левые ее энергично поддерживали (сразу по возвращении из Вашингтона опросы предвещали Шарону легкую победу, а потом отменять референдум оказалось уже поздно). Во-вторых, не явившиеся к урнам 48,4% ликудников либо САМИ НЕ ХОТЕЛИ принять участие в выработке решения, либо это мертвые души. Сторонников шароновского плана никто насильно дома не держал - а если у "Шарон ахшава" не нашлось добровольцев, которые до них дозвонятся и отвезут голосовать - так это уж не гуш-катифовцы виноваты. В-третьих, 51,6% - вообще неплохой показатель для внутрипартийных голосований, проходящих в рaбoчий день всего на нескольких сотнях рассеянных по стране участков (вместо нескольких тысяч в дни всеобщих выборов).
Кстати, на «обычных» выборах около каждого избирательного участка всегда стоят две или больше кучки агитаторов. И на сей раз я рассчитывал увидеть палатки ЗА и ПРОТИВ. Увы, проехав несколько участков, два из которых располагались в Тель-Авиве, я обнаружил: ЗА не агитировал ни один человек. Ни в палатке, ни в спальном мешке.
А Эхуд Ольмерт продолжает твердить: «Всё равно у евреев в Газе нет будущего». Дескать, трaнсфер арабов из сектора нереален, поэтому следует сделaть трaнсфер евреев! Это казалось реальнее...
Теперь позиции правого фланга в «Ликуде», его лидеров – Ландау, Каца, Фейглина, Щаранского - значительно окрепли. Нетаниягу, Ливнат и Шалом потеряли в электоральном весе и сегодня не имеют возможности управлять событиями - события управляют ими. Зато позиции еврейского государства усилились.
Бесполезно рисовать «дорожные карты» и делить Израиль, если народ этого не позволит.
Приведу текст моего интервью, взятого на "Седьмом канале" у основателя и лидера "Еврейского руководства". На сей раз дозвониться до Моше Фейглина было непросто - все ивритские и многие зарубежные СМИ брали у него интервью, признавая его одним из главных героев (в кавычках и без) дня 2 мая.
- Моше, как, по Вашему мнению, отнесутся члены "Ликуда" к новой, более "умеренной" программе Ариэля Шарона?
- С Б-жьей помощью, они отвергнут ее так же, как и прежнюю. И тогда авторитет главы правительства - и без того сильно пошатнувшийся - испарится окончательно. Весь "Ликуд", весь народ увидели, что премьер-министр не столь всемогущ, как многим казалось. Но если сегодня у Шарона еще имеется возможность завершить свою политическую карьеру более-менее достойно, то после следующего "прыжка" он вынужден будет уйти, поверженный и униженный. Самое печальное, однако, состоит в том, что цену за авантюры Шарона заплатит не только он сам, но и еврейский народ, который подвергается арабскому террору тем в большей степени, чем больше уступчивость его лидеров. Только еврей вознамерится отступать - ему тут же стреляют в спину!
- Как вы поступите в случае, если Ариэль Шарон попытается вынести свой новый план на обсуждение правительства и Кнессета минуя избирателей?
- Во-первых, в "Ликуде" есть Центр, который решительно выступает против капитулянтских планов. На ближайшей же конференции председателя партии, нарушающего ее устав и демонстративно пренебрегающего мнением ее членов, может постигнуть незавидная участь... Объявляя референдум, Шарон попытался обойти Центр - безуспешно. Теперь, узнав мнение своих непосредственных избирателей, члены Центра будут настроены еще более бескомпромиссно. Соответственно поведут себя и избираемые Центром депутаты, и министры от "Ликуда".
- Моше, готовы ли Вы к всеобщим выборам?
- Я надеюсь, что предпринятые нами организационные усилия в день референдума говорят сами за себя. Мы не настаиваем на новых выборах, но мы к ним готовы. С Б-жьей помощью, шароновскому владычеству в "Ликуде" приходит конец и партия возвращается к своим корням и идеалам - к тем, которые, собственно, оправдывают ее существование. А уговаривать сомневающихся мы за предреферендумную кампанию научились. Жаль только, что некоторых колеблющихся способен убедить только такой жестокий аргумент, как теракт.
- Что Вы хотите пожелать нашим читателям?
- Выборам в Кнессет предшествуют праймериз, а участвовать в них вправе только члены партии, заблаговременно в нее вступившие или продлившие свое членство. К сожалению, некоторых наших товарищей, не позаботившись о формальной стороне принадлежности к Ликуду", позавчерашний референдум застал врасплох - теперь, я надеюсь, они без задержек заполнят нужные бланки и подойдут к следующему сражению во всеоружии. А битв в войне за Эрец-Исраэль предстоит еще немало. С Б-жьей помощью, победа будет за нами.
Сегодня никто или почти никто из противников шароновского плана не горит желанием валить лично премьер-министра. Но если им будет навязана «суперигра» – то...
|