АКТУАЛЬНАЯ КОЛОНКА за 8.08.2002
колонка за 31.07.02
колонка за 16.07.02
колонка за 23.06.02
колонка за 20.06.02
колонка за 17.06.02
колонка за 4.06.02
колонка за 27.05.02
колонка за 15.05.02
колонка за 12.05.02
колонка за 8.04.02
колонка за 2.04.02
колонка за 25.03.02
колонка за 18.03.02
колонка за 7.03.02
колонка за 26.02.02
колонка за 19.02.02
колонка за 11.02.02
колонка за 25.01.02
колонка за 22.01.02
колонка за 14.01.02
колонка за 9.01.02
колонка за 6-7.01.02
колонка за 26.12.01
колонка за 19.12.01
колонка за 14.12.01
колонка за 4.12.01
колонка за 2.12.01
колонка за 28.11.01
колонка за 26.11.01
колонка за 11.11.01
колонка за 1-3.11.01
колонка за 30.10.01
колонка за 28.10.01
колонка за 24.10.01
колонка за 22.10.01
колонка за 21.10.01
колонка за 18.10.01
колонка за 17.10.01
колонка за 16.10.01
колонка за 15.10.01
колонка за 14.10.01
обсудить
каталог
на главную
пишите мне

Взгляд Шломо Громана на события в Израиле

ПОДНИМАЙТЕСЬ НА ХРАМОВУЮ ГОРУ, НО НЕ ДАРИТЕ АРАБАМ ЗЕМЛЮ

В сегодняшней израильской политической системе не много таких активных и бескомпромиссных парламентариев, как лидер движения «Херут» Михаэль Кляйнер. Расставшись с центристом Давидом Леви, этот депутат не просто вернулся в правый лагерь, но и занял внутри него едва ли не самую правую позицию.
Новая инициатива Кляйнера стала известна общественности благодаря плакатам, расклеянным во многих городах Израиля. Из них явствовало, что в четверг, 8 августа, глава «Херута» намерен подняться на Храмовую гору.
Но сегодня мне хочется обсудить не проблематику Храмовой горы и не предложения самим, не дожидаясь Мессии, построить Третий храм, а терминологические аспекты деятельности Михаэля Кляйнера.
Рядом с сообщением о предстоящем восхождении на гору неизменно красуются два лозунга. Первый из них, придуманный самим Кляйнером или его ближайшими соратниками, прост и понятен: «То, что позволено Шарону, имеет право сделать любой еврей» (имеется в виду восхождение на гору). А вот второй, сформулированный – если верить Кляйнеру – без его непосредственного участия, способен вызвать недоумение именно в тех политических кругах, которым он адресован.
Звучит он так: «На каждого убитого еврея – тысячу палестинцев».
На первый взгляд, все логично: автор плаката предлагает взамен шароновско-фуадовской «политики сдержанности» приступить к широкомасштабным акциям возмездия. Коробит меня лишь одно: употребление этнонима «палестинцы».
В рамках данного текста не стану излагать всю историю термина «палестинцы». Процитирую лишь статью американского русскоязычного обозревателя Б.Шустефа, которую автор красноречиво назвал «Палестинец Шарон».
Стоит перенестись в начало ХХ века, как все вопросы исчезнут. Никому и доказывать не придется, что палестинцы - это евреи. Конечно, в Палестине тогда жили мусульмане и христиане тоже, но их никто палестинцами не называл. Попробуй обидь араба, назвав его словом “палестинец” и причислив его к евреям!..
Территория Палестины, бывшая маленькой частью Оттоманской империи, в 1914 году входила в состав вилайетов Шама и Бейрута, а то, что потом превратилось в Палестину, описывалось такими мудреными терминами, как Мутасаррифлик Иерусалима, Санкак Наблуса и Санкак Акры. Даже первая буква слова Палестина (которую арабы и произнести-то не могут) в этих названиях отсутствовала.
Палестина возникла на карте мира лишь благодаря евреям. Сначала это слово ввели в обиход римляне, решив две тысячи лет назад заставить мир забыть о евреях. А в 1919 году из глубин истории его вернули англичане - на этот раз для того, чтобы напомнить человечеству о евреях.
Так что Палестина у европейцев, которые вписали это название в географический атлас, ассоциировалась исключительно с евреями. И когда речь еще до создания еврейского государства заходила о палестинском симфоническом оркестре, газете “Palestinian Post”, палестинской почте и т.п., ни у кого в мире не было сомнения в том, что речь идет о еврейском симфоническом оркестре, еврейской газете и еврейской почте.
Многим кажется, что терминология имеет в политике не более чем подчиненное значение. Но это не так. Обозначая живущих в Иудее, Самарии и Газе арабов изобретенным в Кремле после Шестидневной войны этнонимом «палестинцы», Анонимный «комментатор» Кляйнера невольно закрепляет за ними права коренного населения Палестины или ее части. Так он питает их мечту об овладении этой землей вплоть до создания независимого государства. Тем самым он – косвенно – если не легитимирует, то географически объясняет их борьбу против «израильской оккупации».
А что если «палестинцы» в одночасье откажутся от террора? Из приписки к словам Кляйнера можно понять, что тогда они смогут спокойно жить в Палестине и «качать права»... Похоже, что уважаемый депутат стремился к прямо противоположному эффекту.
Если бы председатель «Херута» назвал их просто арабами, живущими в Эрец-Исраэль, подтекст стал бы совершенно иным. Все бы обратили внимание на то, что у арабов уже есть 21 государство, любое из которых должно, по идее, заняться обустройством своих братьев, изнемогающих под «сионистским гнетом»...

Описанный терминологический казус – далеко не единственный. Многих репатриантов из бывшего СССР коробит, когда «сабры» называют одним и тем же словом - «русим» - и их, и не имеющих отношения к еврейству туристов из СНГ, и обычных россиян (например, игроков сборной России по футболу).
Одно из неприятнейших проявлений этой путаницы состоит в том, что когда некоторые туристки занимаются в Израиле проституцией или пособничеством террору, израильтяне, не вникая в суть происходящего, автоматически переносят свое негодование на олим.
Но это уже отдельная тема.

Rambler's Top100 Nasha Canada - Russian Newspaper