Пользовательского поиска
поиск по сайту и в Сети через Яндекс

ПОЛМИЛЛИОНА ИЗРАИЛЬТЯН ЭМИГРИРОВАЛИ ЗА РУБЕЖ

20 июля 2003 года министерство иностранных дел Израиля обнародовало отчет, из которого явствует, что около 650.000 израильтян находятся в данный момент за границей. Примерно полмиллиона из них, как предполагается, уже не вернутся на родину - их следует отнести к категории "йордим" (дословно - "отвалившиеся"). Ранее подобная статистика не публиковалась официально.
Ведомство национального страхования ("битуах леуми") обычно прекращает выплату всевозможных пособий гражданам, отсутствующим в стране более года.
Loading...
Шломо Громан, "Вести", 13 августа 1998 года

"СОЛЬ ЗЕМЛИ" ВЫСЫПАЕТСЯ ИЗ ИЗРАИЛЯ

В минувшие выходные ивритская газета "Маарив" почти целиком посвятила свое приложение теме, которая на протяжении многих десятилетий негласно считалась в Израиле закрытой. Это так называемая "йерида" - эмиграция евреев из Израиля.
Во времена СССР о "йериде" можно было больше узнать из антисионистских публикаций на нашей "доисторической", чем из израильских справочников. Помню, как в 1983 году главный редактор журнала "Советиш геймланд" Арон Вергелис праздновал "победу над сионизмом": в тот год количество "йордим" оказалось больше числа репатриантов.
В Израиле "йериду" не афишируют не только по политическим мотивам, но и ввиду неудобства статистического учета. Ибо человек, покидающий Израиль, далеко не всегда сообщает о своих намерениях касательно возможного возвращения, а порой и сам не знает, вернется или нет.
К счастью, в последние годы репатриация во много крат превышает "йериду". Но последняя все же имеет место.
Если получить суммарные цифры "йериды" нелегко, то ее структуру (в этническом, социальном, экономическом, территориальном разрезе) - практически невозможно. Общую картину приходится воссоздавать по отрывочным данным.
Замечено, например, что среди обосновавшихся в США израильтян непропорционально много киббуцников. О другой немалочисленной группе "йордим" повествует опубликованная в "Маариве" статья Михаль Кафры и Офера Шелаха под названием "Соль земли" покидает страну".
Loading...
По низкой цене монтаж водоснабжения на выгодных условиях.

Симптоматично, что бок о бок с этим большим материалом помещен маленький, рассказывающий о поселенцах Ицхара и озаглавленный "Мы остаемся в Израиле". Но сегодняшняя наша тема - "йерида".
Вот какой обобщенный портрет своих героев рисуют М. Кафра и О. Шелах. Светские молодые пары с высоким уровнем образования, хорошо обеспеченные, профессионально востребованные, не вынужденные опасаться за свою карьеру. Средний возраст - едва за тридцать. Некоторые имеют одного-двух детей. По происхождению главным образом ашкеназы. Политические взгляды у всех без исключения левые. Место проживания в Израиле: север и центр Тель-Авива. Часто называемые причины эмиграции: убийство Ицхака Рабина, несогласие с политикой (и самим фактом избрания) Биньямина Нетаниягу, засилье ультраортодоксов и поселенцев, продолжающаяся "оккупация арабских земель", утрата ощущения сопричастности происходящему в стране.
Многие интервьюируемые, используя почти одни и те же слова, задают риторический вопрос: "Как могло большинство израильтян проголосовать за человека, причастного к убийству Рабина?!" Горькая ирония состоит в том, что 22 года назад Рабин назвал "йордим" отребьем израильского народа...
Нельзя сказать, что сегодняшние "отъезжанты" гордятся своим поступком. Скорее они стыдятся его. Отказываются называть свои полные имена. Предпочитают незамеченными добраться до аэропорта имени Бен-Гуриона, сесть в самолет и окунуться в другую жизнь, где нет места укоризненным взглядам.
Перед вами высказывание 37-летнего экс-тельавивца Одеда, мультимедиа-дизайнера: "Мне не по душе заунывный тон фразы "У меня украли страну", но что поделать, если у меня ее действительно украли. И вот мы едем в Амстердам... Там тоже полно израильтян, но намного меньше, чем в Израиле".
К глубочайшему сожалению, журналисты "Маарива" не в состоянии взглянуть на происходящее беспристрастно. Вместо этого они не мудрствуя лукаво принимают точку зрения собеседников и делают вывод о крахе сионизма как такового.
О существовании иного сионизма кроме левоатеистического Михаль с Офером и не подозревают. Возьмем хотя бы такую тираду:
"В Израиле образца 1998 года нет Бога, господа. Вы можете обнажить голову, не опасаясь гнева Всевышнего. Наш Бог - сионистский этос - мертв. В этой смерти вы можете видеть неизбежный результат хода времени, которое трансформирует мир в соответствии с законами свободного рынка и дробит его на все более мелкие части. Вы можете сказать, что в сионистском этосе было немало фальши. Во имя него были свершены грандиозные несправедливости. Безусловно, данный этос послужил базой для волюнтаристского - и обреченного на неудачу - эксперимента по созданию нового человека, "антигалутного еврея", каким видели его бледнолицые выходцы из Восточной Европы... На смену утраченному сионистскому этосу пришла пустота, если не считать рейтингов, приватизаций и заявлений типа "я добьюсь мира, ибо я всегда добиваюсь желаемого". Ввиду отсутствия альтернативного этоса у нас не осталось никакого объединяющего начала, кроме социологических опросов и страха перед иракской ракетой. Согласитесь, что этого недостаточно для строительства государства".
Эмигрантскую "мораль" авторы статьи в "Маариве" формулируют такими, например, сентенциями: "За границей тоже полно недостатков, но там всё априори чужое, поэтому неурядицы переносятся легче"; "Там нашим детям не придется воевать за Святую землю"; "Отъезд освобождает нас от коллективной ответственности за происходящее в Израиле".
Что ж, всем остальным - тем, кто в сионизме не разочаровался, кто видит в нем нечто большее, чем обанкротившийся левантийский вариант социализма, - тоже будет легче переносить (и постепенно устранять!) наличествующие в нашем общем доме недоделки, если у нас над душой не будут стоять паникеры и нытики... Правым, помимо всего прочего, станет проще побеждать на выборах.


У правого Израиля тоже был длительный период пребывания в статусе отверженных. Но настоящие патриоты в критические для страны моменты выходят на улицы и площади, а не на аэродромы.
Итак, всё вроде расставлено по местам... а всё равно грустно. Грустно, что наша государственная система просвещения, чьей альфой и омегой являются "уроки мира", не справляется со своей первейшей задачей - воспитания не просто образованных людей, но полноценных граждан, чья лояльность государству не зависит от результатов тех или иных выборов.

к оглавлению раздела "Демография"
на главную
напишите Ш. Громану

Rambler's Top100 Яндекс цитирования