23 декабря 2001 года
Залман Гиличенский (Израильский центр информации и поддержки пострадавших от
антисемитизма)
АНТИСЕМИТИЗМ В ИЗРАИЛЕ - АБСУРДНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ
Loading...
Израильские власти и Еврейское агентство (Сохнут) дезинформируют
мировое еврейство, утверждая, что в государстве Израиль евреи могут
спастись от антисемитизма.
Сообщения об антисемитских акциях в нашей стране заняли прочное
место на страницах израильских газет, в основном русскоязычных.
Движение “Дмир – содействие абсорбции” провело исследование, которое
показало, что зараза антисемитизма проникла в нашу страну глубже,
чем это следовало из самых мрачных предположений. Многие новые
репатрианты с ужасом обнаружили, что они сталкиваются здесь с теми
же оскорблениями и унижениями на антисемитской почве со стороны
неевреев, прибывших вместе с ними из бывшего СССР, от которых они
рассчитывали найти убежище в Израиле.
Рассказы пострадавших и очевидцев, а также газетный материал лёг в
основу отчёта о положении в этой области. Все наши обращения к
членам правительства и к депутатам кнессета не удостоились ответа.
Израильский официоз не решается реагировать на эту проблему. В свете
этого все осуждения израильскими лидерами антисемитских акций за
рубежом воспринимаются как жалкое кривляние.
Между тем фантасмагория продолжается - количество жертв
антисемитских эксцессов неуклонно растёт. В свете бездействия
израильского истеблишмента и его политики замалчивания проблемы группа
активистов и пострадавших решила создать центр поддержки жертв
антисемитизма в Израиле.
Наши цели и задачи: привлечь внимание общественности к этой
проблеме; создать центр информации для олим, с местными отделениями
для оказания юридической и психологической помощи пострадавшим от
антисемитизма, а также проведения разъяснительной работы среди
репатриантов евреев каким образом реагировать на антисемитизм;
добиваться от властей принятия мер для предупреждения антисемитских
акций и наказания за них.
6 августа 2000 года в Тель-Авиве состоялся первый съезд активистов амуты и
пострадавших.
Все, кого волнует эта проблема, кто готов приложить усилия для её
решения, кто хочет изменить сложившуюся ситуацию, может позвонить нам по телефону 02-5870029.
e-mail: gl-029@bezeqint.net
Loading...
В этом году Яков Сегал должен был провести традиционный урок Памяти
в день Катастрофы. Опытный педагог, он отнёсся к поставленной
задаче со всей серьёзностью. Ученики – подростки из школы в Крайот,
дети олим самой последней волны; Яков – репатриант со стажем. Как найти нужные слова, чтобы урок не
превратился в нудную официозную принудиловку, которой грешат многие
мероприятия в “йом ha-Шоа”? Поработав над материалами и составив нешаблонную
схему урока, Яков очень надеялся, что заставит ребят призадуматься...
Как выяснилось, о Катастрофе большинство их не слышали никогда.
Что ж, Яков был к этому готов. Он дал короткую историческую справку
о судьбе европейского еврейства. Пытаясь растормошить класс, он задал
вопрос: в чём, по мнению ребят, кроются причины антисемитизма? И тут
произошло непредвиденное. Класс, до этого такой неактивный,
буквально взорвался ответами: "Евреи за копейку удавятся" , "Евреи
хитрые и пронырливые", "Евреи думают, что они самые умные, всех
остальных считают дураками"... Яков вышел из класса. Ни разу за
свою многолетнюю преподавательскую деятельность он не испытывал
такого отчаяния и чувства собственной беспомощности.
Сотни случаев подобных вышеприведённому сообщили репатрианты в Центр
помощи пострадавшим от антисемитизма в Израиле. Эти рассказы не
попадают на страницы газет. Внимание СМИ может заслужить только
криминал вроде осквернения свастиками еврейских могил или избиения
солдата ЦАХАЛа "бритоголовыми молодчиками, увешанными нацистской
символикой”.
Да и эти инциденты упоминаются вскользь и тотчас забываются.
В течение последних двух лет в русскоязычной израильской прессе
публиковались сообщения нашего Центра, предлагающие всем, кто
столкнулся с русским антисемитизмом в Израиле, cвязаться с нами.
О том, насколько глубоко зараза антисемитизма проникла в нашу страну, можно
судить по количеству сообщений, поступающих несмотря на кровавые
события последнего года.
Всё больше репатриантов, столкнувшихся с русским антисемитизмом в
Израиле, начинают расценивать происшедшее с ними не как нелепую
случайность, а как закономерность.
Аркадий М. - новый репатриант, поселившийся на севере страны, - выразил настроение
многих обратившихся, написав: “…Всё чаще приходится
слышать, читать (или наблюдать самому) о безобразных инцидентах с
полным набором антисемитских штучек. Так что, мы опять в галуте?
Похоже, что так. Особенно обидно, что на этот раз свой новый галут мы
приволокли на себе, как улитка свой домик…”
Исследователи антисемитизма, подчёркивая иррациональный характер
этого явления в целом, особо выделяли живучесть и бессмысленную
жестокость русского антисемитизма. Юлий Марголин - русскоязычный
писатель и публицист, застигнутый Второй мировой войной на
территории Польши и попавший в сталинские лагеря, свидетельствует в
своей книге “Путешествие в страну зэ-ка”: “Впечатления польского
антисемитизма изгладились в нас, когда мы встретились с гораздо
более массивным и стихийным русским антисемитизмом. Он был для нас
неожиданностью. Мы нашли в лагере открытую и массовую вражду к
евреям. 25 лет советского режима ничего не изменили в этом
отношении. Неизменно в каждой бригаде, в каждом бараке, каждой
колонне оказывались люди, которые ненавидели меня только за то, что я
еврей. Их было довольно, чтобы отравить атмосферу в каждом
месте, где мы жили. Несмотря на то, что они ничего не знали о
Гитлере, они создавали временами вокруг нас гитлеровскую атмосферу,
когда обращались не называя имён: “Эй, ты, жид!” – “У кого лопата?”-
“У жида”. – Это были люди из города и колхоза, воспитанные уже в
советское время, и их отношение имело все черты естественного и
общего явления”.
Неплохо бы ознакомить с этим и другими свидетельствами сохнутовских
бонз, которые из кожи вон лезут, выполняя план по “поголовью”
олим. Чем меньше евреев остаётся в СНГ, тем больше представительств
Сохнута открывается там, тем рьянее сохнутовские эмиссары вгрызаются
в русскую (украинскую, казахскую) глубинку. Ведь
хорошие количественные показатели определяют дальнейшую занятость
тысяч работников Сохнута и смежных с ним структур. Сохнутовский сайт
на русском языке гостеприимно зазывает пользователей интернета:
"Вам стоит прийти к нам пораньше". Затем следует список
представительств Сохнута на территории СНГ (около 300 населённых
пунктов) с адресами и телефонами. В сохнутовской печатной продукции,
распространяемой на территории бывшего СССР, можно увидеть
объявления типа: "Если у вас хотя бы бабушка или дедушка (по
отцовской или материнской линии) записаны евреями, то согласно
поправке к закону о возвращении вы имеете право на репатриацию в
Израиль".
На эту особенность деятельности Сохнута в свете участившихся
сообщений о русском антисемитизме в Израиле обратил внимание
ивритоязычный журналист Ариэль Кахана. Он пожелал задать
несколько вопросов председателю этой организации Салаю Меридору.
Чиновник, ответивший на телефонный звонок и отказазавшийся
представиться, сказал, что это невозможно, но сам он, дескать, готов
ответить на все вопросы журналиста.
“Что касается критериев подбора олим – мы действуем в соответствии
с Законом о возвращении. Не нравится – попытайтесь изменить закон”, -
сходу отмёл возможные претензии сохнутовец.
“Но в Законе о Возвращении нет параграфа, обязывающего Сохнут
выискивать “со свечами” каждого внука еврея (во многих случаях
умершего десятки лет назад. - З.Г.), чтобы репатриировать его в
Израиль…”
“Израиль - сионистское государство, а алия является важнейшим
составляющим сионизма. Сохнут имеет право осуществлять эту
величественную цель”.
“Почему тогда в странах Запада вы практически не занимаетесь
алиёй, а все свои усилия сосредоточиваете на еврейском образовании?”
“Во-первых, как известно, из стран Запада почти нет алии. А,
во-вторых, это профессиональное решение”.
(Из статьи Ариэля Кахана, журнал “НекудА” за март 2001 г.)
Усилия Еврейского агентства, ограниченные Законом о Возвращении,
дополняются деятельностью других “агентств” вроде петербургской
фирмы “Веста”, сообщения о которой летом 2001 г. обошли израильские
и многие западные газеты. “В Петербурге раскрыта группа аферистов,
превращавших русских в евреев и отправлявших их в Израиль...
Технологию перемены пятой графы сделали в “Весте” простой и
доступной всего за 500 баксов. Клиенту, желающему исправить ошибку
природы , выправляли свидетельство о рождении. Папу не трогали,
зато мама становилась еврейкой с характерной фамилией. К новому
документу прилагалась фотография – свежеиспечённый иудей у могилки
на еврейском кладбище с букетиком цветов”, - cообщала газета “Время”
21 июня.
А вот что говорит председатель еврейской общины Саратова Игорь
Цихановский: “На территории бывшего СССР действует множество
псевдоеврейских общин и организаций, единственная цель которых
- доказать, что евреем может записаться любой желающий.
Всеобщая продажность государственных учреждений, равно как и большинства
религиозных, не даёт повода надеяться на малейшее
соблюдение законности в выдаче подтверждений еврейства”.
Неудивительно, что волна юдофобии всё сильнее захлёстывает
израильские города. Число антисемитских акций и пострадавших от них
неуклонно растёт.
Информация, приходящая в Центр, делится на две категории: 1)
оскорбления евреев-репатриантов на антисемитской почве, иногда
сопровождаемые избиениями (в эту же категорию входят громогласное
одобрение действий нацистов в их решении еврейского вопроса) и акты
вандализма, часто с ярковыраженной нацистской атрибутикой, в
отношении еврейских культовых и ритуальных сооружений.
Вот несколько примеров из того, что просочилось в прессу. В
апреле–мае 2001 г. в израильских СМИ сообщалось об изображениях
свастик, появившихся на улицах Петах-Тиквы, в том числе на обелиске
в память еврея Нафтали Ланцкорна, убитого террористами незадолго до
этого, и о десятках разбитых памятников на еврейском кладбище в
Ашкелоне. В ответ на наш запрос из полиции Петах-Тиквы нам сообщили,
что у них зарегистрировано около 40 антисемитских акций.
8.05.01 газета “Русский израильтянин” сообщала: “В минувшую субботу
около десяти бритоголовых молодчиков зверски избили солдата Алекса
Исакова, купавшегося в Кинерете. Сидевшие на берегу туристы
заметили, что происходит что-то неладное, и вызвали полицию.
Полицейские задержали троих участников драки - остальным удалось
скрытъся. Исаков был доставлен в реанимационное отделение местной
больницы… По словам следователей, избившие А.Исакова хулиганы
принадлежат к так называемым бандам бритоголовых, появившимся в
последнее время в Кирьят-Шмона и соседнем Хацоре. Банды бравируют
нацистской символикой и лозунгами, но вся их неонацистская
деятельность пока сводится к тому, что они нападают на прохожих и
избивают их…”
30 августа 2001 года было разгромленно служебное помещение на кладбище Бейт-Шемеша. Из инвентаря на территории кладбища были разведены костры. В
связи с этим инцидентом группа репатриантов – жителей Бейт-Шемеша
провела вахту протеста и сбор подписей с требованием принятия мер.
Начальник полиции Бейт-Шемеша Авшалом Пелед сообщил об открытии
следствия, и добавил что в прошлом уже расследовалась антисемитская
акция в этом городе - изображениями свастики была обезображена
мезуза (дело находится в иерусалимском суде). Затем поступило
сообщение о разрушении надгробий на этом же кладбище и об аресте
нескольких бритоголовых, стоявших за обоими преступлениями.
Израильский центр поддержки пострадавших от антисемитизма
многократно обращался к властям, пытаясь привлечь их внимание к
этой проблеме. В начале апреля 2001 г. группа активистов алии во главе
с узником Сиона Йосефом Менделевичем отправила петицию премьер–министру Ариелю Шарону (всего 600 подписей). В этом документе
содержится требование изменить Закон о возвращении таким образом,
чтобы воспрепятствовать “репатриации” в Израиль антисемитских
элементов. Сообщалось, что петиция передана на рассмотрение заместителю
министра абсорбции Юлию Эдельштейну. Ему же переадресовала обращения
Центра и его предшественница Юли Тамир.
Дважды, 25 марта и 30 декабря 2000 года, мы обращались к Юли Тамир,
пытаясь привлечь её внимание к большому числу олим, пострадавших от
русского антисемитизма в Израиле. Лишь под занавес своей каденции г-жа Тамир
удосужилась ответить: “Cожалею о задержке… Следует измерить масштабы
этого явления… Я обращусь к министру абсорбции, который придёт мне
на смену, с просьбой заняться этой проблемой” и т.п. (письмо
получено 13.03.2001).
Несмотря на регулярно
высылаемые напоминания, г-н Эдельштейн упорно хранит молчание. Как,
впрочем, и все остальные официальные инстанции.
- Антисемитизм? В Израиле?
– А вы и не знали?!
Наряду с еврейской репатриацией из СНГ происходит создание русской
диаспоры в Израиле. Это два разных явления, хотя и соприкасающихся в
некоторых точках. Известные политические силы в Израиле пытаются
смешать эти два явления, выдать одно за другое. Антисемитизм
представляют как реакцию на недоброе отношение. Эту идею усиленно
пробивают ангажированные СМИ. Говорится о русском гетто.
Пропагандисты-агитаторы не случайно выбрали это слово. Ибо гетто -
символ подневольности, в гетто загоняют. Ведь никому не придёт в
голову сказать "гетто миллионеров". В действительности же имеет
место не гетто, а политика искусственного обособления, проводимая
определёнными силами и призванная затормозить интеграцию и
законсервировать избирательный электорат. Вспомним, что когда в 1996 году
появилась партия ИБА, её предвыборная пропаганда строилась на
противопоставлении понятий "мы" и "они". Для пополнения электората, а также для
обеспечения сырьём индустрии абсорбции и связанных с ней структур, в
Израиль ввозятся десятки тысяч случайных людей. Наличие большого
количества антисемитов, принесённых мутной волной иммиграции,
свидетельствует о порочности существующей практики вербовки
репатриантов в СНГ. Слово “еврей” и производные от него начисто изъяты из
сохнутовской терминологии на территории бывшего СССР и заменены
формулировкой: ”лицо, имеющее право на репатриацию согласно закону о
возвращении”. А среди населения СНГ бытует мнение, что человек
любой национальности может получить израильское гражданство, если не
пожалеет денег и усилий, т.е. через фиктивный брак, подделку
документов и т.п. Об этом свидетельствуют и некоторые последние
российские кинофильмы, в которых из уст героя то и дело слышишь:
”cвалю в Израиль”, “стану евреем, уеду в Израиль и заживу…”
Таким образом многие явления постсоветской действительности
распространились на Израиль. Это русская дедовщина в израильской
армии, русские криминальные структуры и… русский антисемитизм.
Парадоксально, но среди сотен пострадавших и сочувствующих нашей
амуте почти нет нерусскоязычных граждан. На самом деле парадокс
этот – кажущийся. Просто израильтяне воспринимаются русскими
антисемитами не как евреи, а как иностранцы или “чурки”. Мы же, экс-советские евреи, укладываемся в существующий в их головах стереотип
“абрамчиков”, чем и объясняется большое количество пострадавших
“олим ме-Русия”.
Нельзя не отметить и то влияние, которое оказывала неонацистская и
антисемитская пропаганда в СНГ на неевреев, в том числе подпадающих
под Закон о возвращении и получивших на этом основании
израильское гражданство.
Центр обращается в израильскую полицию по
поводу всех известных нам антисемитских акций. Но, как выяснилось,
во всех случаях, полиция пытается выхолостить из происшествий
антисемитскую подоплёку и представить их как рутинные жалобы по
фактам нападений, оскорблений и т.п. Вот только один характерный
пример.
Ещё 1 ноября 1995 года в газете “Едиот ахронот” была опубликована статья Давида Регева “Антисемитизм в Кирьят-Гате: репатрианты-неевреи
притесняют репатриантов-евреев”. В статье
рассказывается о репатриантке-еврейке Алле Зицер, нееврейские соседи
которой травят её на антисемитской почве. “Жаль, что фашисты не
уничтожили вас в России”, – заявляют ей они. Другие еврейские семьи
подтверждают её слова: ”После того, что мы убежали от антисемитизма
в России, именно здесь в Израиле происходят антисемитские акции. Мы
в отчаянии”. В связи с этим случаем и несколькими другими я
обратился к начальнику полиции Кирьят-Гата Генри Бен-Раанану. В
полученном ответе было сказанно: “…госпожа Зицер подала жалобу по
поводу оскорбления в 1995 году”. Я позвонил г-же Зицер и попросил
рассказать о происшествии, упомянув об ответе из полиции Кирьят-Гата. “Я несколько раз пыталась подать жалобу по поводу
антисемитизма (а не оскорбления. - З.Г.), но полицейские ни за что не
хотели принять ее. Ничего нельзя сделать. У вас тоже
ничего не получится…”- последовал ответ. По ряду фактов полицейские
чины не отвечают на наши запросы или высылают отписки, подобные
письму начальника хайфской полиции Реувена Ариава: “Отмеченные
случаи не расследовались и у меня нет намерения их расследовать”.
Такая позиция полиции отражает
общую тенденцию израильского истеблишмента – замести проблему под
ковёр. Наши обращения к членам правительства и к депутатам кнессета,
как правило, не удостаиваются ответа.
Эта тактика замалчивания нам до боли знакома. Десятки лет власти
СССР тщательно скрывали все факты проявления антисемитизма в
Советском Союзе. А о сотрудничестве местного населения с немцами в
“решении еврейского вопроса” вспоминали исключительно для
разоблачения очередной антисоветской эмигрантской организации. Всё,
что не вписывалось в тесные рамки официальной догмы об
интернационализме советских людей, было вычеркнуто и запрещено.
30 ноября 2000 года мы направили запрос юридическому советнику правительства
Эльякиму Рубинштейну. Как известно, в 1986 г. в Израиле был принят
закон, запрещающий отрицание Катастрофы. В пункте 3 этого закона
говорится: “Выражение восхваления, почитания или солидарности в
отношении деятельности нацистов (имеется в виду решение еврейского
вопроса.- З.Г.) наказывается пятилетним заключением”. В последние
годы израильские газеты многократно сообщали об антисемитских
акциях, совершаемых отдельными "олим". Во многих случаях это
громогласное одобрение действий фашистов в отношении евреев,
рисование свастик и надписи “Хайль Гитлер”, как это имело место в
Бней-Браке 15.10.1999 (по делу состоялись следствие и суд). Мы задали
юридическому советнику следующие вопросы:
1) Было ли представлено обвинительное заключение по закону об
отрицании Катастрофы (пункт 3) в деле о погроме в Бней-Браке, и
каковы соображения юридического советника по данному вопросу?
2) Представлялось ли когда-либо в прошлом обвинительное заключение
по данному пункту данного закона?
3) Подпадают ли вышеуказанные действия (рисование свастик и т.п.)
под действие данного закона?
4) Представлялось ли когда–либо обвинительное заключение в связи с
антисемитскими акциями по какому–либо другому закону?
Три с половиной месяца спустя пришёл ответ от Иланы Сомполинской из
аппарата юридического советника. Оказывается, по делу о погроме в
Бней-Браке было представленно обвинительное заключение за
оскорбление религиозных чувств (свастиками и надписями “Хайль
Гитлер” были обезображенны стены синагог), за порчу недвижимости и
злонамеренное нанесение ущерба (пункты 137, 196 и 453 закона о
наказаниях). Об антисемитской направленности преступления – ни
слова.
Что касается прецедентов нарушения закона об отрицании
Катастрофы, то таковых, по данным полиции, зарегистрированно три (первое - в 1990 г.) Во всех трёх случаях следствие было прекращено по
причине неустановления личности преступника и недостаточности
доказательств.
Остальные наши вопросы остались без ответа.
11 апреля 2001 года корреспондент “Маарива” Арье Бендер опубликовал статью
о деятельности нашего Центра. Статья была инициирована
поступлением в редакцию петиции, подписанной 600
репатриантами, протестующими против заразы антисемитизма в Израиле.
Отдельной колонкой была помещена реакция “олимовских” политиков
Романа Бронфмана и Натана Щаранского. Бронфман подвергает сомнению
существование русского антисемитизма в Израиле как явления, и
утверждает, что имеет место попытка олим-ортодоксов изменить Закон о
возвращении. А министр Щаранский подчёркивает, что наличие
нескольких десятков или даже сотен (как будто кто-то считал. -
З.Г.) случаев проявления антисемитизма на фоне миллионной алии
остаётся несущественным явлением (в отличие от процесса Лернера и
убийства Шапшовича, которые определённо свидетельствуют о
дискриминации алии как об явлении. - З.Г.) и не должны повлиять на
Закон о возвращении.