КТО ВИНОВАТ?
(О ситуации в русскоязычной прессе Израиля)
Как-то я задал знакомым музыкантам вопрос: может ли клубный оркестр сыграть концерт Чайковского или симфонию Бетховена? "Да, - ответили мне, - при условии, если оркестр укомплектован достаточным числом исполнителей. Но звучать музыка будет, конечно, хуже, чем в исполнении, скажем, Чикагского, Берлинского или Израильского филармонического оркестра".
- Что значит - достаточное количество исполнителей? Если, скажем, литавристу и фаготисту отведены такие крошечные партии, что они заняты по 5-10 минут в час, то их можно "объединить", поручив одному музыканту обслуживать оба инструмента?
- Экономить можно как угодно. Вопрос в том, как это будет выглядеть.
- Да, а еще можно статистов посадить да фонограмму пустить...
Разумеется, я достаточно уважаю музыку и музыкантов, чтобы не выдвигать подобных "революционных" идей всерьез. Но вот события, происходящие в последние годы на ниве израильской русскоязычной прессы, свидетельствуют о том, что ее заправилы - небедные люди, по-русски не читающие и порой не знающие, как делается и с какой стороны открывается газета, рассуждают именно так, как "сыгранный" мною в вышеописанной сценке горе-рационализатор.
За годы работы в известной газете (август 1996 - июль 2002) мне довелось воочию пронаблюдать все стадии превращения солидного издания, по классу сравнимого с коллективом Зубина Меты, сначала в аналог провинциального клубного оркестра, а теперь и в сборище играющих под фонограмму дилетантов.
Высоко-, а затем и среднеоплачиваемых журналистов выживали, а если это не получалось - увольняли, заменяя низкооплачиваемыми. На места последних брали едва умеющих связывать падежи непрофессионалов. Теперь кто-то наверху счел, что квалифицированные кадры газете не нужны вовсе - хватит и технического персонала для производства дайджеста (той же фонограммы).
"Деловое мышление" полуграмотных заправил русскоязычной прессы исчерпывается следующим алгоритмом. Предположим, в нынешнем месяце доходы газеты сократились на Х шекелей по сравнению с предыдущим, когда они составляли Y шек. Следовательно, на те же Х шекелей надо сократить расходы. При этом делается допущение, что в следующем месяце доходы останутся на уровне Y-X шек. Но ввиду дальнейшего ухудшения качества издания доходы уменьшаются на дополнительную величину Z шек. Значит, решают хозяин и гендиректор, надо снова урезать расходы - на Z шек. Но надежда на стабилизацию доходов не оправдывается: они продолжают падать...
Я не вправе разбираться, кто именно виноват в происходящем. Имена увольнявших и уволенных хорошо известны. Что меня удивляет - так это позиция читателей, покупающих "фанеру" по полной цене билета на концерт первоклассного оркестра.