К концу 1920-х годов значительно возросла численность еврейского ишува на территории Эрец-Исраэль (подмандатной Палестины). Параллельно этому процессу нарастала враждебность арабского населения к евреям. Нужна была только искра, чтобы разгорелся арабский мятеж.
Как водится, поводом для интифады послужила причина, на первый взгляд, незначительная. Евреи и арабы жили в Старом городе Иерусалима бок о бок несколько столетий. Все святые места Иерусалима находились под контролем арабов. Стена плача у подножия Храмовой горы (Хаарам ас-Шариф) тоже принадлежала мусульманской общине. По сложившейся еще со Средних веков традиции, евреям разрешалось молиться у Стены на специально отведенном им узком тротуаре. В 1928 году, накануне Йом-Кипура (Судного дня), который в тот год пришелся на 24 сентября, евреи поставили небольшую ширму, чтобы разделить тротуар на две половины – мужскую и женскую, как того требовала религиозная традиция. Арабы немедленно пожаловались на нарушение статуса-кво. Британские власти согласились с их жалобой и приказали ширму убрать. Евреи протестовали, но безрезультатно. Постепенно весь ишув, религиозные и светские евреи, выразили негодование в связи с «посягательствами» на свободу отправления еврейской религии. Сионистская организация подала жалобу в Лондон и Женеву. Между тем арабы обратились ко всему мусульманскому миру, обвиняя евреев в попытке захватить священную для мусульман мечеть Аль-Акса на Храмовой горе. По инициативе муфтия Высшего мусульманского совета арабские рабочие начали строительство перед Стеной плача, мешая евреям молиться, и это помимо намеренно громкого проведения молитвы в мечетях Старого города. Последовали долгие месяцы петиций, протестов и обращений. Наконец, 11 июня 1929 года британские мандатные власти уведомили главного муфтия, что евреи имеют право молиться беспрепятственно. Строительство может продолжаться, если «это не будет вызывать неудобств и мешать евреям в традиционные часы их молитв».
Решение не удовлетворило ни мусульман, ни евреев. 16 августа правонастроенная еврейская молодежь попросила разрешения провести мирную демонстрацию у Стены плача. Разрешения было получено. Немедленно мусульманское руководство организовало возле Котеля шумную контрдемонстрацию, сопровождавшуюся воинственными речами и провокациями. Всю последующую неделю мусульманские агитаторы колесили по стране, призывая крестьян «защитить Аль-Аксу от еврейских нападений». Наконец, в ночь с 23 на 24 августа 1929 года сотни вооруженных арабов наводнили Иерусалим. Они собрались на площади перед мечетью, где к ним обратился муфтий. В полдень вооруженная толпа напала на еврейский квартал Старого города Иерусалима, учинив там страшный погром. Мятеж охватил всю территорию подмандатной Палестины. В тот же день в Хевроне было убито 60 и ранено 50 местных евреев. Погромы прокатились в Хайфе, Яффо и даже в Тель-Авиве. Арабы также нападали на еврейские сельскохозяйственные поселения. Арабская полиция (евреев-полицейских не было вообще) выражала явную симпатию погромщикам. В ходе трехдневных телефонных переговоров британского губернатора с властями Египта и Трансиордании кровопролитие удалось приостановить 28 августа. К тому моменту среди евреев было 133 убитых и 399 раненых. У арабов потери составили 178 человек, из них 87 убитыми.
Поначалу британская администрация гневно осудила арабских погромщиков и наложила суровые штрафные санкции на арабские деревни. Но после протестов муфтия, обвинившего британские власти в «жестокости», британский губернатор издал постановление о начале скорейшего расследования поведения обеих сторон в данном конфликте. Евреи с негодованием узнали, что Лондон поставил на одну доску зачинщиков погромов и их жертвы.
Хаим Вейцман в Лондоне безуспешно добивался аудиенции у вновь назначенного губернатора Палестины лорда Пасфилда. В Виндзоре его встретили весьма прохладно. Жена секретаря министерства по делам колоний, Беатриса Вебб, сказала Вейцману: «Я не понимаю, почему евреи устраивают такой шум по поводу нескольких десятков погибших в Палестине. У нас в Лондоне столько же еженедельно гибнет в дорожных авариях, и никто на это не обращает внимания».
Результаты расследования были обнародованы 31 марта 1930 года. В отчете комиссии говорилось о том, что арабы несут ответственность за беспорядки, в том числе и главный муфтий. Но большинством голосов, два против одного, комиссия отвергла выводы о том, что мятеж был тщательно спланирован и подготовлен. Более того, в качестве основной причины трагедии комиссия рассматривала «усиление враждебности арабов по отношению к евреям вследствие общей разочарованности в политическом процессе, неудовлетворенности их национальных чаяний и опасений за свое экономическое будущее». В качестве эффективной меры по защите арабского населения было предложено ограничить еврейскую иммиграцию.
Анализируя уроки мятежа 1929 года, Бен-Гурион усматривал вину евреев не в упрямстве или отказе ублажить арабов. Напротив: «Мы согрешили на этой земле, как и во всех других землях на протяжении 2000 лет грехом слабости. Мы слабы – и в этом наше преступление». В 1934 году в ходе беседы с лидером движения Аль-Истакляль (Независимость), Ауни Абдeль-Хади, на прямой вопрос последнего, сколько евреев Бен-Гурион хотел бы привезти в Палестину, тот ответил: «Четыре миллиона в течение тридцати лет».
Выводы:
Арабы всегда пытались задушить алию и еврейский ишув с помощью вооруженного мятежа и террора.
«Защита мусульманской святыни, мечети Аль-Акса от посягательств еврейских оккупантов» – апробированный и весьма эффективный способ разжигания ненависти и войны.
Выводы «объективных комиссий» по расследованию причин арабо-израильского конфликта с незначительными изменениями переписываются из британских отчетов в течение 70 лет.
«Либеральная» европейская общественность, явно симпатизируя арабам, ставит знак морального равенства между инициаторами террора и их жертвами, между жертвами террора и пострадавшими в дорожно-транспортных происшествиях.
Евреи должны защитить свое право на национальную независимость, не ублажая арабов и не идя на уступки террору, а отстаивая свои интересы с позиции силы.