Шломо Громан, газета
"Вести" (Тель-Авив), 21 августа 2001 года
РАЗВЕНЧАНИЕ МИФА О СУЩЕСТВОВАНИИ "ПАЛЕСТИНСКОГО НАРОДА"
(К выходу в свет книги Пинхаса Гиля
“Что такое "палестинцы"?”)
ЭПИГРАФ: Заблуждение не перестает быть заблуждением
оттого, что
большинство разделяет его. Л.Н. Толстой
В кризисный момент кэмп-дэвидских переговоров израильский премьер-министр Эхуд Барак в
сердцах бросил: "У нас нет партнера для мира". А есть ли вообще у нас
партнер? С кем, собственно, пытался договориться израильский премьер? Не с
фантомом ли ? На этот вопрос стремится ответить Пинхас Гиль - автор только
что вышедшей в иерусалимском издательстве "Прогресс" книги "Что такое
"палестинцы"?".
Сегодня слово "палестинцы" круглосуточно разносится по всему
свету средствами массовой информации. Вы то и дело слышите упоминания о
"палестинском народе", "палестинской проблеме", "палестинских территориях" и т.
п. Во всех этих информационных атаках под "палестинцами" подразумеваются все
(или многие) арабы, живущие в Эрец-Исраэль - стране, которую Бог дал еврейскому
народу.
История арабского заселения Эрец-Исраэль мало известна широкой
публике. Нередко приходится слышать, будто арабы живут здесь (притом непрерывно)
на протяжении 1300 или 1400 лет. Сами арабы утверждают, что их предки поселились
на этой земле две, а то и три тысячи лет назад, что они потомки филистимлян,
ханаанеев... Но что говорит история?
Арабы вытеснили византийцев из Эрец-Исразль в VII веке н. э.
Поначалу осевшие здесь захватчики составляли тонкую прослойку в населении
страны. Выходцы из военной аристократии, они селились преимущественно в городах,
существовавших еще до арабского захвата.
Население Эрец-Исраэль было весьма разнородным: евреи,
говорившие по-арамейски сирийцы и самаритяне, остатки азиатских и африканских
кочевых племен, греки... После утверждения новой власти начинается быстрая
исламизация и арабизация местного населения. Новообращенные получали ощутимые
экономические выгоды, включая налоговые льготы. В административном отношении
страна была включена в Арабский халифат и вошла в провинцию Сирия на правах
округа Фаластин с центром в Лоде.
Правившая в Дамаске династия Омейядов, стремясь упрочить свое
влияние в арабском мире, сочинила и распространила легенду об особом значении
Иерусалима для ислама: якобы с Храмовой горы Мухаммед вознесся на небеса. Но в
750 году в арабской империи произошел переворот: новая династия Аббасидов
переместила центр халифата на территорию Ирака, а Эрец-Исраэль превратился в
глухую провинцию. В страну вторгались бедуины, туркмены, турки, берберы,
переселенцы с Балкан и Кавказа... Все они ассимилировались в местном арабском
населении.
Последствия этих бесконечных миграций были печальными. "Страна,
текущая молоком и медом", превратилась в пустыню. Население либо бежало из этих
мест, либо вымирало от голода и болезней, сменяясь новыми мигрантами.
В Х1-ХIII веках в Эрец-Исраэль появился новый этнический элемент
- европейцы. Здесь оседали германцы, англичане, французы,
итальянцы-воины-крестоносцы, паломники, торговцы, крестьяне, бродяги... Не
случайно среди сегодняшних "палестинцев" встречаются белокурые голубоглазые
типажи.
Первые сионисты, прибывшие в страну в конце XIX века, селились
в прибрежной долине не потому, что она была плодороднее, и не потому, что горные
районы были густо заселены арабами (и то, и другое не соответствует
действительности), а из-за дешевизны земли. Владевшие этими угодьями арабские
латифундисты были рады от них избавиться, и на евреев, пожелавших купить
пустыри, смотрели как на сумасшедших. Однако поселенцам-сионистам удалось
разбить на бесплодных, заболоченных землях цветущие сады, побороть малярию,
возродить или создать заново многие промыслы - например, виноделие.
Все это потребовало воистину героических усилий. Районы,
освоенные евреями, становились своеобразными центрами притяжения для
переселенцев-арабов не только из других районов Эрец-Исразль, но и из соседних
стран. Здесь их ждали относительно высокооплачиваемая работа и намного более
высокий уровень жизни.
Особый размах арабская иммиграция приобрела в годы британского
мандата. Например, в Яффо за 1922-31 гг. численность арабов возросла в 17 раз.
Для сравнения: в заселенных арабами городах, расположенных в горных районах,
прирост населения был таким же, как в окружающих арабских странах, то есть
существенно меньшим, чем в возделанных евреями областях.
В целом по стране арабская иммиграция порой превышала еврейскую
репатриацию.
Во время Второй мировой войны еврейская репатриация практически
прекратилась, а иммиграция арабов еще более усилилась. Британская армия
возводила оборонные сооружения и нуждалась в дешевой рабочей силе. В результате
современное арабское население сектора Газы и практически всей прибрежной
равнины -это почти поголовно дети, внуки и правнуки недавних выходцев из Египта
и Судана.
Те арабы, чей "стаж" в Стране Израиля более значителен, тоже
потомки переселенцев из самых разных районов мира, осевших здесь в различные
исторические эпохи. Единым народом они могут считать себя не в большей степени,
в какой они являются единым народом с арабами Ирака или Египта, берберами
Марокко, черкесами, германскими племенами...
Но коль скоро арабам, живущим в Палестине, хочется создать
собственное государство, они вправе сделать это на исторической родине
арабского народа - Аравийском полуострове, площадь которого - 2,7 млн кв.
км - почти в 100 раз превышает территорию Эрец-Исраэль.
Таковы основные положения и выводы небольшой по объему, но
весьма содержательной книжки Пинхаса Гиля, которая распространяется при участии
издательства “АХАЗ”, базирующегося в Кирьят-Арбе.