Пользовательского
поиска
|
Шломо Громан, газета
"Вести" (Тель-Авив), 2001 год
|
Мой сегодняшний собеседник - Пинхас Полонский - хорошо известен читателям как специалист по иудаизму (для "Окон" - приложения к газете "Вести" - он комментирует недельные главы Торы). Но по "исходному" образованию он математик и кибернетик. А тему для разговора мы выбрали, казалось бы, бесконечно далекую и от божественных материй, и от абстрактных точных наук: анализ, с точки зрения кибернетики, влияния средств массовой информации на настоящее и будущее Израиля. Пинхас Полонский подходит к ней, вооружившись обеими своими ипостасями, - и делает нетривиальные выводы, которые наверняка потрясут многих моих ивритоязычных коллег. И - в идеале - заставят их задуматься над судьбами страны, если, конечно, таковые их волнуют...
- Израильтяне любят повторять как молитву или заклинание, что у нас самая лучшая и квалифицированная армия в регионе, если не во всем мире. Почему же мы не в состоянии справиться с кучкой террористов? - Давайте представим себе, что израильтяне - это большой зверь, а палестинские арабы - маленький. Большой зверь превосходит малого по всем показателям: по силе мускулов, размеру когтей, остроте зрения - но в единоборстве с малым раз за разом неизменно проигрывает. Как же такое может быть? С точки зрения кибернетики, единственный вывод таков: причина проигрыша большого зверя в том, что у него неадекватно работает нервная система. - Не ожидал услышать от вас еще и медицинские аналогии. Разъясните, что имеется в виду. - Нервная система или ее аналог есть у любого живого существа, и общество как целостный организм - не исключение. Задача нервной системы – воспринять сигналы рецепторов (глаз, ушей), переработать их в соответствии с той системой понятий, которая есть у данного организма, и выдать указания эффекторам (мышцам и т.п.), осуществляющим конкретные действия. Но если система понятий, которой оперирует нервная система, неадекватна проблемам, с которыми столкнулся организм, то переработка информации будет неизбежно осуществляться неверно и организм постоянно будет страдать. Система понятий (по сути - язык), которой оперирует нервная система, имеет кардинальную важность в самом начале переработки информации окружающего мира, еще до любых сознательных решений. Наши глаза в каждый момент времени воспринимают огромный поток информации, состоящий из отдельных точек окружающего мира. Однако мозг оперирует вовсе не всей этой неисчислимой совокупностью, а вполне ограниченной последовательностью "событий", в которую предсознание перерабатывает то, что видит глаз. Мы реагируем не на набор разрозненных точек, а на конструкции из них, выявленные предсознанием из этого потока. Предсознание работает и выявляет эти "события" на основе того набора понятий, которым оно располагает. Поэтому если у одного человека иной набор понятий, нежели у другого - из-за разницы в культуре, языке, ментальности - то первый видит то, что второй в принципе не в состоянии заметить. Выявляя образы, предсоздание по большей части дает им названия. И лишь затем включается сознание, воспринимающее информацию в виде этой, уже совсем небольшой (по сравнению с громадным начальным потоком точек) последовательности понятий, обозначенных словами, и на этой основе делает выводы, служащие руководством к действию. Loading...
Только сейчас мини завод по производству йогурта всем и каждому.
- Насколько важна роль слов в этом процессе? Имеет ли значение язык, на котором человек или общество мыслит? - Роль слов чрезвычайно важна. От того, каким языком мы пользуемся и какова наша система понятий, сильно зависит характер нашего мышления. В середине ХХ века американские лингвисты Сефир и Уорф показали, на основе сопоставления европейских и индейских языков, что грамматический строй языка сильно связан с психологией и ментальностью его носителей. - Какое место в этой классификации занимают иврит, идиш? - Это отдельная интереснейшая тема, которая еще ждет своего исследования. Пока отметим лишь, что человек осознанно воспринимает лишь те объекты, которые умеет назвать. А поэтому чрезвычайно важным мерилом интеллектуальности человека служит его понятийно-словарный запас: ведь тех явлений, названий которым человек не знает, для него просто не существует. Он не может их выделить и потому не может увидеть. Именно расширение понятийно-словарного запаса (а не просто знание большого количества информации) является на самом деле одной из главных целей образования. - Обратимся теперь к особенностям не индивидуума, а общества в целом. - Кибернетика тем и важна, что она анализирует различные системы с точки зрения механизма их функционирования, независимо от того, из какого "материала" сделаны составляющие их детали. В этом смысле и индивидуум, и общество функционируют по очень похожей схеме. Так же, как сознание человека воспринимает не отдельные точки, а уже препарированную предсознанием последовательность понятий, и реагирует не на весь окружающий мир, а только на то, что человек смог увидеть, - так и общество на уровне сознания оперирует вовсе не огромным объемом всего, что случается в мире, но только "сводкой новостей". Роль "глаза" и предсознания здесь играют средства массовой информации, и прежде всего радио и телевидение, которые перерабатывают факты и компонуют их в сжатое "описание событий" в виде сводок новостей, анализов проблем и т.д. Причем делают они это, навязывая обществу ту систему понятий, тот словарь, который соответствует их (СМИ) взглядам и идеологии. Таким образом, власть СМИ над обществом состоит из двух компонент: во-первых они определяют, что общество замечает, а что - нет. Не вошло событие в сводку новостей или было упомянуто лишь однажды - значит, его словно и не было. И, наоборот, из мухи легко сделать информационного слона, если повторять о ее существовании каждый день и час. Но еще более важно второе: именно СМИ определяют термины, в которых будет описана ситуация. Ведь один и тот же факт можно назвать совершенно разными именами, можно назвать соглашения в Осло "мирным процессом", а можно назвать "процессом передачи территории и вооружения террористической организации, планирующей уничтожение Израиля". От названия, естественно, зависит отношение к нему. В результате общество обсуждает не действительные, а неадекватно интерпретированные (иногда и вообще надуманные) события. В нашей стране формально радиовещанием и телевидением управляет Рашут hа-Шидур ("Гостелерадио"), а реально власть находится в руках редакторов и журналистов, которые несменяемы (на "постоянстве"), идеологически почти все левонастроены (они практически не допускают в свою среду никаких "чужаков") и монопольны (закон не разрешает открывать независимые частные или общественные теле- и радиостанции, а объявленные "конкурсы" на коммерческое вещание единогласно выиграли (по чистой "случайности", конечно) журналисты и редакторы из той же идеологической группы. Вот и получается, что попадая в мир виртуальной реальности, общество оказывается не в состоянии оценить грозящие ему опасности. Иными словами, у нашего "большого зверя" нарушена работа нервной системы, в результате чего он неадекватно реагирует на происходящее и рискует погибнуть. - Иными словами, вы хотите сказать, что СМИ навязывают нам не ту терминологию. Но ведь тот выбор терминологии, который вы предлагаете, тоже субъективен (только он ваш). Как же вы можете доказать, что ваша терминология лучше? - Единственное мерило адекватности - это результат. В 1987 году, когда я приехал в Израиль, здесь не было никаких терактов, стрельбы и взрывов в автобусах. Можно было свободно ездить через Рамаллу, Бейт-Лехем и даже Газу. С тех пор сменилось много кнессетов и правительств, но неизменной оставалась власть на радио и телевидении той определяющей ее передачи группы журналистов и редакторов, которая властвует в ней и сегодня. Результат налицо: катастрофа. И если у "большого зверя", по нашей терминологии, все параметры (мышцы, когти и т.д.) сильные, а он раз за разом проигрывает, - значит, вывод один: та нервная система, которая существует сегодня (СМИ) работает неадекватно, и исправлять ее нужно срочно, иначе все мы, не дай Бог, можем погибнуть. А уж как именно систему исправить - это второй вопрос. В конце концов, по сути демократии, власть ответственна перед народом за результаты своего правления. А Гостелерадио имеет громадную власть, гораздо большую, чем кнессет или правительство. И если их правление привело страну к тем жертвам, которые мы сегодня имеем, - значит, это правление не было позитивным. - Может ли исправить положение такой инструмент, как свобода слова? - В современном Израиле и многих других странах под свободой слова подразумевают право высказывать собственное мнение. Но, с точки зрения кибернетики, эта интерпретация очень узкая и совершенно недостаточная. Ведь в условиях передернутого описания новостей и навязанного зрителям и слушателям неадекватного понятийного аппарата высказать свое мнение так, чтобы слушатель или зритель его понял, становится зачастую невозможным. В результате тонкий обмен оценками между членами общества (а он необходим, чтобы решить те действительно сложнейшие задачи, которые перед нами стоят) полностью блокируется, что ведет к интеллектуальному параличу общества и невозможности выработки адекватного ответа. Настоящая свобода слова - это не только свобода высказать мнение, но и свобода принять участие в назывании событий. Это предполагает пропорциональное право граждан и социальных групп участвовать в распознавании явлений (т.е. участие не только в обсуждении сводки новостей, но и в ее составлении) и в формировании информационных потоков, становящихся объектами обсуждения в обществе (т.е. не только свобода отвечать, но и свобода спрашивать и ставить проблемы). Пока же в Израиле существует узкая и довольно гомогенная с идеологической точки зрения каста журналистов и комментаторов, полностью контролирующих как сводки новостей, так и те вопросы, которые общество обсуждает - мы не сможем выработать адекватный ответ на те опасности, которые сегодня на нас обрушились. - Весь этот анализ вы пока даете исключительно с точки зрения кибернетики. А в чем же здесь связь с Торой? - Тора, собственно, говорит об этих идеях уже на самых своих первых страницах: когда Бог создает человека, то Он предназначает ему "властвовать над всеми существами живыми". В чем же эта власть прежде всего проявляется? Тора говорит: "И образовал Господь из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его" (Бытие, гл. 2). Давание окружающим вещам имен - это важнейший параметр власти над миром; в демократическом обществе она должна быть равно распределена между всеми группами населения. - Весь высказываемый вами подход совершенно противоречит обычно выставляемому идеалу СМИ, согласно которому журналист - это совсем не власть, а только "зеркало", и его задача - это объективно представить факты, а затем в равном объеме слов изложить позицию сторон. - Ну, положим, термин "четвертая ветвь власти" (по отношению к СМИ) является совершенно общепринятым, а власть в демократическом обществе должна избираться и пропорционально разделяться между всеми группами населения. Что же касается концепции СМИ как "зеркала", то я вообще считаю, что никакое "объективное" описание ситуации журналистом существовать не может в принципе. Ведь, как мы уже говорили, субъективным является не только отбор того, что важно, а что - нет. Субъективен (и определяется, по сути, идеологией журналиста) уже сам выбор журналистом терминологии для описания фактов. Журналист должен быть честен, но объективным он (будучи членом общества, факты жизни которого он описывает) в принципе быть не может. Выставление идеала "объективности" в описании окружающих проблем работает лишь для обоснования монопольного захвата СМИ узкой группой, прикрывающейся наименованием "профессиональных идеологически нейтральных работников". Вместо мнимой "объективности" идеалом СМИ должна стать "полисубъективность", когда каждой группе общества предоставлено пропорциональное место для выражения ее "субъективности", а общая адекватность СМИ есть интеграл этих "субъективностей". Только через это возможно исправление ситуации. - Неужели все-таки от того, как то или иное явление назвать, зависит столь многое зависит? Вы думаете, что если обозначить проблемы другими словами, то сами проблемы исчезнут? - Проблемы сами по себе, конечно, не исчезнут, но изменится наше отношение к ним, изменится тот понятийный аппарат, на основании которого мы анализируем эти проблемы. Тогда мы сможем найти решение этих проблем и справиться с ними. Важность того, как что называть и что можно (а что нельзя) увидеть при отсутствии названия, запечатлена в песенке про Чебурашку:
Я был когда-то странной От выбора наименования того или иного явления все решения в отношении него могут совершенно измениться. Ведь арабские террористы сегодня убивают наших граждан из тех автоматов, которые мы сами им выдали, а взрывчатку производят на тех территориях, которые мы сами передали под их полный контроль, а самоубийц воспитывают с помощью своего радио, телевидения и школ, которые мы сами дали им создать (заменив в них иорданские - тоже, конечно, без особой любви к нам, но вполне умеренные - учебные программы на радикальные арафатовские). Мы, евреи, за неполные 10 лет сами создали тот террористический кулак, который сегодня бьет по нам. Если бы наши радио и телевидение ежедневно не называли бы создание условий для подготовки этого кулака "мирным процессом", разве тогда народ допустил бы такое? А ведь они и дальше продолжают его так называть. Именно от этого, в конечном счете, люди и погибают. |
в рубрику "Долой новояз" в рубрику "Израильские и другие еврейские СМИ" на главную страницу языкового сайта |