Пользовательского
поиска
|
ИЗУЧЕНИЕ СЕМИТСКИХ ЯЗЫКОВ |
главная | новое | тесты | золотые правила | темы | все языки по алфавиту | с учителем или самому? | автор | техника | ссылки | реклама на сайт |
Русский,
украинский, польский,
чешский и другие славянские языки
Английский, немецкий, идиш, шведский, нидерландский и другие германские языки Французский, испанский, итальянский, португальский и другие романские языки Латинский и другие италийские языки Фарси и другие индоиранские языки Балтийские языки Прочие языки индо-европейской семьи Финский и другие языки уральской семьи Грузинский и другие кавказские языки Семито-хамитские языки Турецкий, казахский и другие языки алтайской семьи Китайско-тибетские языки Японский, рюкюский и корейский языки Индейские языки Остальные естественные языки Еврейские языки разных семей Искусственные языки |
Семитские языки - одна из групп семито-хамитской (афразийской) семьи.
Распространены на территории Передней Азии, на Аравийском
полуострове, в Северо-Восточной и Северной Африке.
«Островки» арабского языка имеются в Иране,
Афганистане, Узбекистане; «островки» диалектов ассирийского – в 3 селениях
Сирии к северо-востоку от Дамаска, на севере Ирака,
на северо-западе Ирана, на востоке Турции, в Закавказье.
Название семитские языки заимствовано из генеалогической классификации народов, приводимой в Торе, в книге Бытие (Берешит). Большинство народов, говоривших на языках, родственных древнееврейскому, были причислены к потомкам одного из сыновей Ноя (Ноаха) – Сима (в ивритском оригинале - Шема). От его имени и произведено наименование семитские. В научный обиход оно введено немецким историком и филологом Августом Шлёцером (1735-1809). Из живых языков к семитской группе принадлежат иврит, арабский, ассирийский (новоарамейский, около 400.000 носителей), мальтийский, амхарский (официальный язык Эфиопии, число говорящих - 30 млн человек, первые письменные свидетельства относятся к XIV в., как литературный развивается с конца XIX в.) и различные эфиопские наречия. Язык тиграй (тигринья) считается потомком древнего геэза, распространен в Эритрее и на севере Эфиопии, говорящих - около 5 млн человек. Язык тигре распространен в Эритрее и в приграничных районах Судана, носителей насчитывается около миллиона. Языки аргобба, харари и гураге распространены в Эфиопии и соседних странах, число говорящих колеблется от полумиллиона до нескольких тысяч. Языки южно-периферийной подгруппы распространены на юге Аравийского полуострова (Йемен, Оман), сокотрийский – на острове Сокотра, порядка 200.000 носителей. Количество людей, говорящих на семитских языках, быстро растет и приближается к 400 миллионам человек (в т.ч. 320 млн считают какой-либо семитский язык родным). Loading...
Из мертвых семитских языков науке известны: арамейский; аккадский (он же ассиро-вавилонский); угаритский; финикийский (финикийско-пунический); эблаитский, или язык Эблы – язык клинописного архива, обнаруженного археологами в 1970-х гг. на северо-западе Сирии. Клинописные таблички относятся ко второй половине III тыс. до н.э.; аморейский, известный лишь по собственным именам, записанным в шумерских и аккадских клинописных текстах, был распространен в конце III – первой половине II тыс. до н.э. на северо-западе Сирии и на западе Месопотамии; моавитский бытовал на юго-восточном побережье Мертвого моря, в стране Моав (сегодняшней центральной и северной Иордании); он примерно так же близок к ивриту, как финикийский. помимо упоминаний в Библии (Руфь, или Рут - прабабка царя Давида - была родом из Моава) известно несколько древних надписей на моавитском языке. Пока хорошо изучен только один памятник из Моава - знаменитая победная стела, воздвигнутая моавитским царем Мешей в IX в. до н.э.; древнеханаанейские языки, известные по отдельным именам и фразам из аккадских и древнеегипетских текстов, были распространены в III–II тыс. до н.э. на территориях Палестины и Финикии. Язык ханаанских глосс Телль-эль-Амарнской переписки (середина II тыс. до н.э.) нам известен по отдельным словам в дипломатической переписке палестинских и сирийских царьков с египетскими фараонами. Эти письма были составлены на аккадском - дипломатическом языке того времени, однако в целом ряде случаев писцы рядом с аккадским словом писали его перевод на свой родной язык; связные тексты на этом языке до нас не дошли; аморейский (XX–XVI вв. до н.э., на нем говорили скотоводческие племена Сирийской степи и части Месопотамии; известен по именам собственным аморейского происхождения царей Мари, Вавилона и некоторых других центров древней Месопотамии, которые, однако, представляют собой лексикализованные словосочетания или целые предложения и позволяют судить о грамматике). Древние южноаравийские языки, иначе называемые эпиграфическими южноаравийскими, известны по письменным памятникам с начала I тыс. до н.э. до середины VI в. н.э. Были распространены на территории современного Йемена и на прилежащих территориях Южной Аравии, включая Оман. Геэз (древнеэфиопский язык) известен по древнейшим царским надписям государства Аксум с сер. IV в. н.э.; как разговорный просуществовал примерно до X в. н.э. Он был распространен и в прилежащих северо-восточных районах современных Эфиопии и Эритреи. Поныне культовый язык эфиопской христианской церкви.
Особенности грамматики. Корень глагола и отглагольных имен обычно состоит из 3 согласных, несущих основной смысл; как огласовка, суффиксы, аффиксы и инфиксы уточняют значение или передают грамматическую категорию. У существительных 2 рода (мужской - немаркированный и женский, обычно маркированный специальным суффиксом; иногда различаются только по согласованию). В аккадском языке 6 падежей, в других старосемитских языках 3 падежа (именительный на -u, родительный -i, винительный -а). Имеются двойственное и множественное числа; последнее в южносемитских языках большей частью вытеснено различными собирательными существительными, образованными путем перегласовки основы. Прилагательные иногда отличаются специфическими суффиксами (например, «нисбы» - притяжательные прилагательные на -īi, -āi), но в основном иным образованием мн.ч., а также синтаксически. В глаголе находят отражение категории лица, числа, рода субъекта (объект действия может выражаться местоименным суффиксом), а также вида наклонения (только в мертвых семитских языках), породы и залога (пассив вторичен, средства его выражения выработаны не полностью). Обычно существует 2 вида: совершенный (пунктивный) с сальным спряжением (I лицо ед.ч. -ku/-tu; II л. мужского рода -kа/-tа, женского -ki/-ti) и несовершенный (курсивный) с префиксальным спряжением (I л. 'a-, II л. tа-, III л. -уа). В дальнейшем совершенный вид развивается в прошедшее время, несовершенный — в будущее (иврит, арамейский) или настоящее (арабский); в первом случае настоящее передается с помощью причастия, во втором случае будущее с помощью проклитики. Породы (усилительная, заставительная, возвратная и др.) модифицируют первичное значение глагола. Cловообразование осуществляется по довольно сложной системе с помощью аффиксов и изменений огласовки (образующих имена действия и состояния, места, орудия, единичности, собирательности, профессии и др.). Большую роль играет именное определение в родительном падеже: определяемое получает особую форму «сопряженного состояния». Обычный порядок слов (кроме аккадского языка): сказуемое, подлежащее, дополнение; определение следует за определяемым. О письменности семитских языков рассказывается отдельно. См. также |