|
Субъективный взгляд Шломо Громана
на события в Израиле
ЯВИН, БАРАК И ДРУГИЕ, или
В ОЖИДАНИИ ВТОРОЙ ПОБЕДЫ
НАД ХАНААНЕЯМИ
После того как Моше вывел евреев из Египта, а Йегошуа Бин-Нун ввел их в Эрец-Исраэль, они поначалу одерживали над жившими там ханаанеями одну победу за другой, но в скорости почили на лаврах и стали все чаще нарушать волю Божью. Грех повлек за собой наказание. Сказано в Книге судей (Шофтим): "И предал их Господь в руки Явина, царя ханаанского, который царствовал в Хацоре... и он угнетал сынов Израиля жестоко двадцать лет". Антропонимическое сходство древнего Явина (точнее, древних: ранее в той же династии был еще один царь с этим именем) с современным телеведущим Хаимом Явином, разумеется, чисто случайное. Но когда телевизионный Явин, обозревая неожиданно длинную процессию на похоронах Рехавама Зеэви и слушая искренние, проникновенные речи его родных, близких и однополчан, произносит циничную фразу "Ну вот, после смерти все праведники", я перестаю понимать, на чьей стороне находится маститый журналист в еврейско-арабском конфликте... Впрочем, сегодня мне хочется поговорить не о Хаиме лично и не о нынешних израильских СМИ, которых с нашей страной роднит порой лишь государственный язык, а о чем-то более вечном. Давайте вчитаемся в страницы истории и вспомним, каково было внутриполитическое положение Израиля при ханаанском царе Явине II (нумерация здесь и далее моя. - Ш. Г.). "Прекратилось хождение по дорогам, а вышедшие в путь ходили окольными дорогами. Не стало открытых городов в Израиле, перевелись они..." В этих словах - картина полного развала власти в Израиле. Не было безопасности на дорогах (совсем как сейчас). Даже в домах своих и в поселениях люди не чувствовали себя уверенно, они возвели укрепления из страха перед нападением ханаанеев (сравни: одностороннее отделение от палестинцев). Как же получилось, что царь недобитых галилейских ханаанеев смог навести такой страх на израильтян? Ста пятидесятью годами ранее, в начале войны за овладение страной, Явин I сколотил коалицию северных царей против Израиля. Евреи разгромили их, Явина Первого убили, а город Хацор сожгли. Позднее Явин II стал во главе остатков ханаанеев, которых в свое время не искоренили и которые за 150 лет попустительства израильтян настолько размножились и окрепли, что восстановили свою столицу, царство, армию - да так, что обладали самым страшным оружием той эпохи - железными колесницами. Колесниц у Явина II было 900 - при том, что погнавшийся за евреями египетский фараон собрал лишь 600. Грозная ханаанская армия имела своего командующего Сисру и военную базу в Харошет ха-Гоим (в районе современного Умм-эль-Фахма), запиравшую выход из Изреэльской долины к морю и позволявшую господствовать над всей северной частью Эрец-Исраэль. Явин II намеревался восстановить ханаанское царство в прежних, а то и бОльших пределах, и с помощью союзных царей городов Цора (Тира) и Цидона (Сайды) изгнать северные колена Израиля, а затем и весь еврейский народ из Эрец-Исраэль. Чем не предок Арафата? Ханаанеи были уверены, что вскоре станут полными хозяевами страны. Они давили на мораль евреев, их культуру, образ жизни и, к сожалению, преуспевали в этом. Они знали, что с евреями, которые не так уж стремятся жить по законам Торы, а потом, возможно, и вовсе захотят ассимилироваться, гораздо легче расправиться и вообще вышвырнуть их из страны. Это было позором для всего Израиля: угнетатель пришел не извне, а изнутри. Собственной глупой добротой и мягкотелостью евреи вырастили коварного и непримиримого врага. Недаром сказано: если Бог кого захочет наказать, то прежде всего отнимет разум. А ведь записан в Торе ясный пророческий приказ Бога к еврейскому народу: "...предам в руки ваши жителей этой земли, и ты прогонишь их от себя... Да не живут они на земле твоей, а то введут тебя в грех против Меня... ибо станет это для тебя западнею". "Западня" на древнем иврите "мокеш" - то же, что на современном языке "мина замедленного действия". Но были люди в Израиле, которые не потеряли ни веры, ни разума, ни связи с Богом. Жили они главным образом в центральной и южной частях Эрец-Исраэль - примерно там же, где сегодня расположены еврейские поселения Иудеи и Самарии. Там, в горах Эфраима, на одной из вершин росла пальма, которую называли "пальма Дворы": под ней сидела, принимала, учила и судила свой народ пророчица Двора. Когда ханаанский террор стал нестерпимым, Двора поручила известному своей храбростью воину Бараку Бен-Авиноаму возглавить еврейское войско, в конце концов разгромившее ханаанеев. Среди десяти тысяч доблестных солдат Барака была и сама Двора. Война свалилась на ханаанеев неожиданно. Они были уверены, что время работает на них: евреи запуганы террором, боятся голову поднять, а значит их остается только добить, а оставшихся в живых выдворить из страны. А тут - нА тебе - 10.000 воинов Израиля заняли стратегическую позицию на горе Тавор, возвышающейся над Изреэльской долиной. Военачальник Сисра занервничал, бросился на израильтян очертя голову - и проиграл. Не откажешь в храбрости и другому Бараку - Эхуду. Можно - и нужно - не соглашаться с теми сверхщедрыми предложениями, которые он сделал Арафату прошлым летом в Кэмп-Дэвиде. Но если бы они их не сделал, то огромная часть современных израильтян до сих пор пребывала бы в плену иллюзий по поводу миролюбия лидера ПА и возможности разрешить конфликт путем переговоров. А теперь вновь, в последний на сегодня раз, перенесемся в древность. Над Сисрой Двора велела учинить жестокую расправу: мирно спящему человеку вогнать железный кол в висок! Возникает вопрос: как можно благословлять преднамеренное убийство, каковое Тора запрещает под страхом смертной казни? Еврейский пророк принес человечеству весть о времени, когда "не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать". Но пока есть в мире зло и его носители, пока есть тираны, убийцы и террористы, против них приходится вести войны. И славен тот, кто пролил кровь врагов человечества. Ибо записано в Талмуде: "Пришедшего убить тебя опереди, чтобы убить его". (В статье использованы материалы из книги Н.Левиной "ТАНАХ рассказывает о них".)
|